 |
СТУДЕНТЫ ПОНИМАЮТ, ЧТО С НИМИ ИМЕЮТ ДЕЛО РЕАЛЬНЫЕ УЧЕНЫЕ
|
Средний балл ЕГЭ в Академическом университете в нынешнем году, как и год назад, вновь оказался одним из самых высоких среди всех вузов России и достиг 280-ти по сумме трёх экзаменов. Этот факт подтвердил и.о. заведующего кафедрой теоретической физики, кандидат физико-математических наук Игорь Шендерович. По поручению руководства университета он курирует учебный процесс у бакалавров.
Наша беседа посвящена новому учебному году в одном из самых молодых вузов страны
- ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОБЪЯСНЯЕТСЯ СТОЛЬ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС МОЛОДЕЖИ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ?
- Думаю, здесь сошлось несколько факторов. Во-первых, начав три года назад набирать бакалавров, мы составили новые учебные программы, которые существенно отличаются от планов большинства вузов, не обновлявших свои программы много лет или даже много десятков лет. Во-вторых, для молодых очень привлекательно, что практические занятия, лекции и семинары у нас ведут люди, которые работают в науке или в программировании. Это отличает нас от большинства университетов, где преподаватели заняты чисто преподавательской деятельностью. У них не хватает времени ни на что другое. У нас же вся система основана на том, чтобы наши педагоги не отрывались от активной научной работы. И студенты понимают, что с ними имеют дело реальные ученые.
- С КЕМ ВАС ЧАЩЕ ВСЕГО СРАВНИВАЮТ?
- С Московским физико-техническим институтом. Большинство студентов выбирают именно между нами. Я этот московский вуз очень уважаю, там действительно работает много достойных профессионалов. Но у них на курсе может быть и 200 и даже 300 человек. И когда столько людей сидит в одной аудитории, все индивидуальности растворяются у лектора в общей массе.
|
 |
 |
|
- А У ВАС?
- У нас прием - гораздо меньше. В этом году мы набрали максимум за последние три года - 80 человек. И это уже много. Решили в будущем году набрать в пределах 60-ти. Это даст возможность лучше сконцентрироваться на каждом.
- ЕСТЬ ЛИ У ВАС КОНТРАКТНЫЕ МЕСТА?
- Все студенты, принятые в Академический университет, учатся на бюджетной форме. Мы не видим смысла в том, чтобы принимать студентов, которые не в полной мере соответствуют нашему уровню, и собирать с них деньги. Со слабыми студентами с самого начала тяжело работать и скорей всего их на приемлемый уровень вывести не получится. Это нам не нужно. А вот хорошие студенты у нас получают довольно приличную стипендию: за отличную учебу - порядка 15 тысяч рублей. Так что у них есть очень серьезный материальный стимул хорошо учиться.
|
- ТАК, НАВЕРНОЕ, ЭТО ИМ И НЕ ТАК СЛОЖНО?
- Ну, я бы не сказал... То, что мы три года назад сделали программу с нуля, позволило нам значительно ее продвинуть по сравнению с тем, что обычно принято на всяких технических специальностях. У нас довольно сильная математика и обширный курс теоретической физики, который начинается на втором курсе и заканчивается только в магистратуре. Для ребят, которые специализируются по программированию, разработаны курсы по современным технологиям и по дискретой математике, что программисты применяют в ежедневной жизни. Так что, повторяю, я бы не сказал, что у нас просто учиться.
|
 |
 |
- УЧТЕНЫ ЛИ В ВАШЕЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ?
- Конечно, мы взяли что-то из опыта высшей школы, который наработан за последние сто лет. Невозможно было на это не опираться, потому что в этом опыте есть очень много хорошего. Но есть много устаревших, архаичных вещей, которые мы заменили более свежими. Причем мы стараемся поступать довольно гибко и можем, если потребуется, что-то поменять. Если видим, к примеру, что какой-то курс оказался слишком сложным, то можем его передвинуть по времени. Бывают случаи рассогласования между предметами. Стандартная история: физике всегда не хватает математики. Мы стараемся этот момент как-то минимизировать, чтобы математики успевали рассказывать все что нужно, и у физиков было больше времени на саму физику.
|
- ТАК ЧТО МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ВАША ПРОГРАММА, КАК БОЛЕЕ ПРОДВИНУТАЯ, СКОРО СТАНЕТ ПРЕДМЕТОМ ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА В ДРУГИХ ВУЗАХ?
- Знаю, что на физическом факультете Государственного университета, который я закончил, уже начинается движение в сторону обновления. Заметны такие тенденции и в других вузах Петербурга и Москвы. Правда, пока на уровне деклараций. Думаю, это должно произойти на следующий год. Посмотрим... Постепенно приходит понимание, что невозможно жить на запасах 50-70-летней давности.
|
 |
 |
- ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО ВЫ ИНТЕРЕСНЫ ДРУГИМ ВУЗАМ, КАК НОВИЧОК, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ЭНЕРГИЧНО СЕБЯ УТВЕРЖДАЕТ?
- Конечно... У нас, к примеру, есть хорошие контакты с коллегами из МФТИ, и они знают что у нас происходит. Мы с ними периодически обмениваемся опытом. К тому же имя Алферова привлекает к себе внимание, потому что все знают, что это - Алферовский университет. Жорес Иванович все время привлекает к нему внимание в своих выступлениях, интервью.
|
- В РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ЖОРЕС ИВАНОВИЧ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ?
- Да, несомненно. Одно из направлений, которое есть в рамках физики, - нанотехнологии. Это специальность Жореса Ивановича. Он очень много приложил сил, чтобы эта программа оформилась наилучшим образом. Естественно, высказывал он замечания, пожелания и просто давал какие-то советы и по организации общей программы первых двух курсов. И продолжает всем очень пристально интересоваться.
|
 |
 |
|
- НА КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ?..
- У нас есть кафедра математических и информационных технологий. Здесь студенты специализируются как программисты или в области теоретической информатики. И еще есть физики, которые сначала не приписаны ни к какой конкретной кафедре, потому что им самим надо выбрать - какая из сфер этой науки им наиболее интересна. Первые два курса они все учатся вместе, одним и тем же дисциплинам, а с конца второго курса постепенно начинают разделяться. Кому-то больше интересна астрофизика, кому-то - физика конденсированного состояния, кого-то привлекают биотехнологии, нанотехнологии. Все эти направления у нас тут есть.
|
- МОГУТ ЛИ СТУДЕНТЫ С ПЕРВОГО КУРСА ВЫБИРАТЬ ЛАБОРАТОРИЮ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ?
- С первого - все-таки исключение. Первокурсники еще не до конца понимают чем одна область физики отличается от другой. На втором курсе сотрудники лабораторий университета и дружественных нам академических институтов проводят обзорные лекции по своим специальностям, и студенты уже могут начать выбирать. Естественно, каждый пытается привлечь внимание к своей лаборатории. Студенты всем нужны, а наши - особенно, потому что они - довольно сильные. Их заинтересованы получить все соседние академические институты - и ядерной физики (ПИЯФ), и математический (ПОМИ), и Физтех.
|
 |
 |
- МНОГО ЛИ У ВАС СТУДЕНТОВ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ СТРАНЫ?
- Много... И в этом я вижу некую положительную тенденцию. В первом наборе бакалавров у нас в основном были ребята из Петербурга. На втором уже появились иногородние. А сейчас их уже около половины от общего числа студентов. Есть из Казани ребята, из Забайкалья, с Урала - из маленьких городов, о которых я раньше и не слышал. Есть даже несколько москвичей.
|
- ИЗ СТРАН СНГ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ АБИТУРИЕНТОВ?
- Принимаем.
- ДЛЯ НИХ ОПРЕДЕЛЕНЫ КАКИЕ-ТО ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРИЕМА?
- Как представители государств, где нет ЕГЭ, они должны сдавать экзамены. Но из других государств к нам в основном поступают победители и призеры олимпиад, которые освобождаются от вступительных экзаменов.
|
 |
 |
- ГДЕ ОНИ ЖИВУТ?
- В общежитии на проспекте Тореза, в десяти минутах ходьбы до университета. Там, с моей точки зрения, очень хорошие условия. До этого года они жили по два человека в комнате, а с нынешней осени, поскольку к нам пришло много первокурсников иногородних, их пришлось немножко уплотнить. Но все равно это вполне приличная обстановка. За три года на условия в общежитии никто не жаловался.
|
- БЫВАЮТ ЛИ У НАС СЛУЧАИ ОТЧИСЛЕНИЯ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА?
- Они есть, конечно. Если мы набираем даже 60 человек, нельзя быть абсолютно уверенным, что каждый из них нам подходит. С другой стороны и мы можем кому-то не подойти, хотя бы даже из соображений темперамента. Ну, к примеру, не готов человек каждый день учиться с утра до вечера.
|
 |
- СТРОГО ЛИ У ВАС КОНТРОЛИРУЕТСЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ?
- Строгого контроля нет. Но студенты понимают, что если будут пропускать занятия, это тут же скажется на их успеваемости, потому что у нас занятия очень насыщенные, плотные и пропуск одного из них - это большая потеря.
- КАКАЯ ИЗ ЗАВЕДЕННЫХ У ВАС ТРАДИЦИЙ КАЖЕТСЯ ВАМ ПО-ОСОБОМУ ВАЖНОЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА?
- У нас есть обратная связь, которую мы считаем очень мощным механизмом. Два раза в семестр мы проводим среди студентов опрос о преподавателях, о курсах, и они могут как-то на это влиять. Студенты анонимно отвечают на вопросы - какой курс показался им хорошим, какой - не очень. Какой преподаватель, с их точки зрения, прекрасен, а с каким трудно общаться. Опираясь на эту обратную связь, мы можем что-то регулировать. Конечно, это не значит, что если студенты поставят какому-то преподавателю плохую оценку, мы его уволим. Но мы можем посоветовать преподавателю что-то поменять в его курсе, в методике. И студенты понимают, что мы интересуемся их мнением. Это создает взаимно уважительные отношения, что чрезвычайно важно для полноценного учебного процесса.
- НА ЛЕКЦИЯХ МЫ ВИДЕЛИ МНОГО МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. ЭТО ТОЖЕ ТЕНДЕНЦИЯ ВАШЕГО ВУЗА?
- Действительно, мы стараемся привлекать к работе, наряду с мэтрами науки, и успешных молодых ученых, которые нередко оказываются и хорошими преподавателями. Мне кажется, студентам важно видеть вокруг себя молодых, которые еще лет 10-15 назад сами были студентами и за такой короткий срок уже много добились в профессии. Тогда люди, выбравшие этот путь, видят, что есть реальная перспектива и им многого добиться на избранном поприще, сделать научную карьеру, и что многое зависит от их личной целеустремленности.
Фоторепортаж Юрия Белинского
Беседовал Олег Сердобольский
|