Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

У СТУДЕНТА ЕСТЬ ТАКОЕ МНЕНИЕ...

14.03.2017
 
 
У СТУДЕНТА ЕСТЬ ТАКОЕ МНЕНИЕ...
 

В Академическом университете студенты всех курсов по инициативе ректората регулярно отвечают на вопросы электронной анкеты, анонимно оценивая качество лекций своих преподавателей по всем предметам. Таким образом, каждый лектор подвергается критическому взгляду на свою работу со стороны тех, в кого они вкладывают основы научных знаний. На эту деликатную тему мы беседуем с одним из инициаторов такой методики, заведующим кафедрой общей и теоретической физики, кандидатом физико-математических наук Игорем Шендеровичем.

- ИГОРЬ, ЧЕМ ВЫЗВАНО ЭТО ЖЕЛАНИЕ <ВЫЗЫВАТЬ ОГОНЬ НА СЕБЯ>?

- Такова потребность времени. Мы называем это обратной связью. Есть две причины, по которым мы решили этим заниматься. Первая состоит в том, что когда два с половиной года назад здесь открывался бакалавриат, оказалось, что хороших преподавателей во всем пятимиллионном городе найти довольно тяжело. Не любой человек согласится прочитать какой-нибудь базовый курс, это одна из самых сложных вещей. Вы должны это сделать не скучно, чтобы студенты зажглись и поняли, что в них действительно вкладывают основы будущей профессии. Тяжело найти человека, который сочетал бы в себе качества как хорошего специалиста, так и хорошего лектора. Ну а вторая причина связана с моими личными воспоминаниями о годах учебы, когда мнение студентов по поводу преподавания никто никогда не спрашивал...

- К ТОМУ ЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВОСПРИНИМАЛОСЬ КАК ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

- В том-то и дело. При этом понятно, что мнение у студента всегда какое-то есть, и его было бы интересно узнать. Иначе это все бурлит внутри и может превратиться во что-то не совсем понятное. Поэтому мы решили на регулярной основе спрашивать мнение студентов, чтобы с одной стороны понять для себя какие преподаватели оправдывают, а какие не оправдывают наши надежды, а с другой стороны, чтобы студенты имели возможность как-то влиять на учебный процесс.

- ОПОЛЧАТЬСЯ НА НЕУГОДНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ?

- Поначалу у меня было такое опасение. Но оказалось, что студенты у нас в общей массе очень адекватные. И несмотря на то, что опросы анонимные, никто себе не позволяет написать что-то некорректное или совсем необъективное. Для меня это было приятное открытие. Видимо, студенты чувствуют, что к их мнению прислушиваются. Если они что-то такое написали, мы всегда это учтем.

- НАСКОЛЬКО ДЕЛИКАТНО ВЫ НА ЭТО РЕАГИРУЕТЕ, ЧТОБЫ НЕ ЗАДЕТЬ САМОЛЮБИЕ ПЕДАГОГА?

- Конечно, этим инструментом надо пользоваться аккуратно. Если студенты написали что-то нелицеприятное, это не значит, что нужно мгновенно что-то менять. Люди могут быть не в настроении или могут не совсем объективно оценивать качество лекций. Я помню примеры, что студенты плохо оценивали лектора, но потом выяснилось, что конспект, который они записали по лекции, оказался очень весомым и много лучше любого учебника. То есть, сами лекции в качестве устного материала были, может быть, не такими уж интересными, зато конспект, написанный по лекциям, оказывался источником огромного количества знаний. Но есть случаи, когда мнение многих студентов совпадает. И тогда мы стараемся очень тактично обсудить с преподавателем какие-то моменты, которых он, возможно, не учитывает. Случается, что на лекции он <гонит> материал или, наоборот, слишком много времени уделяет простым понятиям. И в том и в другом случае можно это откорректировать, что мы с большой пользой и делаем.

- НУ А ВООБЩЕ КАК ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ПОПАДАЯ В ТАКУЮ ЗАВИСИМУЮ СИТУАЦИЮ? СМИРЯЮТСЯ ИЛИ СТРЕМЯТСЯ КАК-ТО ЭТОМУ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ?

- Воспрепятствовать самому сбору <обратной связи> невозможно, потому что он проводится у нас на регулярной основе два раза в семестр. Это одно из правил обучения в университете. Мы со студентов собираем эту обратную связь в качестве платы за обучение. Некоторым преподавателям это не правится: что это за анонимные вопросы! Кто угодно что угодно может написать! Но в конце концов эта система срабатывает, потому что все делается для пользы дела.

- КАК ВЫГЛЯДИТ ВАШ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ?

- Мы экспериментируем с формой. Поначалу это был просто опрос, в котором предлагалось оценить качество лекций по 10-бальной школе. Со временем мы от этого отказались, потому что поняли, что невозможно одним числом оценить курс лекций. Человек ставит, например, 5 из 10. А что он имел в виду - не очень понятно. Поэтому сейчас это опросник: мы просим оценить понятность лекций, скорость, с которой эти лекции читаются, понимание их пользы в общем контексте учебной программы.

Оцениваются как лекции, так и семинарские занятия. Кроме того, мы еще оставляем место для свободных комментариев. Человек можем написать что-то что его устраивает или не устраивает, что не попадает в наши вопросы.

- ЕСТЬ ЛИ КАКОЙ-ТО КОММЕНТАРИЙ, КОТОРЫЙ ВАМ ЗАПОМНИЛСЯ?

- У нас был (и есть) курс механики жидкости и газа. Сложный курс и довольно длинный - два семестра. Прошел год, и кто-то написал: <Очень жаль, что он закончился. Я бы еще этого лектора послушал>. Лектор - доктор наук, профессор Юрий Михайлович Циркунов, один из ведущих в городе специалистов по этой дисциплине, который работает в Военмехе и по совместительству - у нас. И большое счастье, что мы его сумели заполучить. Еще по нескольким предметам такая же ситуация была. Это приятные отзывы. Бывают и критические... Но резко отрицательных отзывов у нас практически не было. За все время студентам лишь один раз что-то не понравилось массово. Они все написали, что что-то не то происходит. Мы приняли меры...

- АДМИНИСТРАТИВНЫЕ?

- Нет... Иногда достаточно - и в этом случае так и произошло - просто с преподавателем поговорить, и во второй половине семестра ситуация нормализовалась.

Был два года назад один курс, который, как мы поняли по опросам и по беседам с преподавателями, был прочитан слишком рано. Студенты написали, что курс был нормальный, но не очень понятно для чего это... Мы перенесли его на более поздний срок, когда уже будет понятно для чего такая дисциплина. Бывали и ситуации обратного порядка. Корректировка учебных программ - обычное дело.

- СЛУЧАЛОСЬ ЛИ, ЧТО БЛАГОДАРЯ МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ У ВАС ПОЯВИЛСЯ КАКОЙ-ТО КУРС, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ УЧТЕН?

- У нас на одном курсе подобрались очень сильные ребята и они периодически в этих опросах писали: давайте устроим какой-то наш студенческий семинар, на котором будем разбираться в этом, в этом и в этом. Их заинтересовала какая-то область, которой пока нет в учебном плане. Мне кажется, что это очень хорошее начинание, когда студенты проявляют такую самостоятельную активность. Видно, что это люди действительно интересующиеся, а интерес - двигатель всего научного процесса. Вот сейчас мы пытаемся с ними запустить такой семинар по современной математической физике.

- ВЫ ЭТО ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ САМИ ПРИДУМАЛИ ИЛИ ПОЗАИМСТВОВАЛИ?

- Насколько я знаю, в городе нигде такого нет. Я недавно копался в своей электронной почте и нашел там переписку 2009 года с двумя или тремя своими коллегами по Академическому университету. Еще и в проекте не было никакого бакалавриата (он появился только в 2014 году). Обсуждался вопрос магистратуры Академического университета, которая тогда только появилась. И тогда кто-то из нас написал, что хорошо бы делать такие опросы в конце семестра. Тогда впервые прозвучала эта идея. То есть, она появилась здесь. Понятно, что хорошие идеи разлетаются. Насколько мне известно, наши коллеги из Высшей школы экономики в Москве, где есть очень хороший математический факультет, тоже делают какие-то опросы.

- МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО ДОЛЖНО БЫЛО ПОЯВИТЬСЯ В ТАКИХ ВОТ ПРОДВИНУТЫХ ВУЗАХ, ГДЕ ЕСТЬ ДОВЕРИЕ И УВАЖЕНИЕ К УЧЕНИКАМ?

- Вся советская, российская университетская система была в значительной степени скопирована с немецкой. В ее основе лежит понимание, что профессор это божество, а студенты - их много и бог с ними. Так эти взаимоотношения и строились начиная с ХVIII века. Но постепенно все это эволюционирует. Частично американские университеты способствовали такой демократизации, потому что там такая практика существует очень давно. Там это связано с тем, что образование у них много где платное. Они вынуждены опираться на тех, кто им платит. А здесь до недавнего времени считалось, что не нужно опираться на мнение студентов. Но мы стараемся как-то этот тренд переломить.

- ЛИЧНО ВЫ НА ОСНОВАНИИ ОПРОСА СТУДЕНТОВ ЧТО-ТО КОРРЕКТИРУЕТЕ К СВОИХ ЛЕКЦИЯХ?

- Что-то корректировал... Конечно, очень полезно почитать что они пишут. Потому что иначе это все бессмысленно. Я не сторонник системы, когда преподаватель тридцать лет читает свой курс без изменений. Это ведет к застою. Мне кажется, что курс надо пересматривать раз в несколько лет. И мнение студентов нам в этом помогает.

- НАВЕРНОЕ, ИДЕЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ У ВАС РОДИЛАСЬ ЕЩЕ И ПОТОМУ, ЧТО ВЫ ИЗНАЧАЛЬНО НЕ СТАЛИ ЗАИМСТВОВАТЬ ПРОГРАММЫ ДРУГИХ ВУЗОВ И ВЛОЖИЛИ МНОГО НОВИЗНЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. И ПАРАЛЛЕЛЬНО У ВАС ВОЗНИКЛИ КАКИЕ-ТО МЕТОДЫ САМОАНАЛИЗА С ПОМОЩЬЮ ТЕХ, КОМУ ВЫ АДРЕСУЕТЕ ОПЫТ, ЗНАНИЯ...

- Ну, конечно. Здесь еще такой фактор важен: если преподаватель читает курс без обратной связи, желания что-то переделать почти нет. А если видно, что в эту работу вовлечены как преподаватели, так и студенты, если есть совместный посыл сделать все как можно лучше, то сразу возникает желание как-то обновить весь процесс. То есть, здесь возникло такое вот счастливое сочетание работы талантливых преподавателей, которых у нас, к счастью, хватает, и сильных студентов.

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского