Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧАЕПИТИЕ В ЧЕСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ США

03.04.2017
 
 
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧАЕПИТИЕ В ЧЕСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ США
 

   

Приглашение на дружеское чаепитие получили от ректора Академического университета, академика РАН Жореса Алферова американские школьники, которые в течение двух недель были гостями Физико-технической школы. Они подарили Жоресу Ивановичу бейсболку, пообщались с ним на английском языке, рассказав, как жилось им в эти мартовские дни в Петербурге. А Жорес Иванович вспомнил, как в молодые годы практиковался в Америке на базе Иллинойского университета, помянул добрым словом своих американских коллег, рассказывал об истории атомного проекта. Ему было интересно узнать что полезного почерпнули заокеанские гости из этой поездки в Россию. Ну а завершилась встреча фотосессией - знаменитый ученый и его юные гости сфотографировались на фоне портрета Владимира Ильича Ленина.

Одиннадцать американских школьников - воспитанники одной из самых известных школ США - Illinois Mathematics and Science Academy (IMSA). Это элитное учебное заведение было основано лауреатом Нобелевской премии Леоном Ледерманом. Расположена школа рядом с Национальной лабораторией имени Энрико Ферми, недалеко от Чикаго. С 2009 года IMSA сотрудничает с нашим Лицеем и регулярно обменивается группами старшеклассников: год - они у нас, год - мы у них. По мнению директора ФТШ Михаила Иванова, эта школа из штата Иллинойс - почти близнец нашего Лицея, с таким же специальным отбором одаренных учеников и специализацией по математике, физике и другим наукам. Разница только в том, что если наша школа расположена под одной крышей с Академическим университетом, то IMSA живет и работает "сама по себе". Но ее питомцы, как и их петербургские сверстники, тоже проходят практику в различных лабораториях, университетах, научных центрах.

По сложившейся традиции юные американцы жили в семьях своих петербургских сверстников. Они сами выбирали уроки, на которых им хотелось бы побывать. Для них было организовано несколько специальных уроков по русскому языку и литературе. Все они и у себя на родине изучают русский язык. И их куратор Пааво Хьюсен, горячий энтузиаст этого "обменного проекта" уже много лет преподает у себя в школе русский язык как иностранный. Поэтому для него не составило труда по-русски ответить на вопросы нашего корреспондента.

- ПРАВО, КАК ЗАРОДИЛАСЬ ПРАКТИКА ОБМЕННЫХ ПОЕЗДОК?

- Я давно знаю Михаила Георгиевича Иванова, и мы с ним еще лет десять назад пришли к тому, что нам нужно наладить обмен нашими учениками. Я часто бывал в Санкт-Петербург с ребятами, но мы поначалу приезжали, как туристы. А мне хотелось большего. И в конце концов мы договорились. Тем более, что между нашими школами есть родство. И та и другая были основаны Нобелевскими лауреатами по физике, причем почти одновременно - около тридцати лет назад. Так что в конце концов все у нас получилось...

- НЕ ЗАТРУДНЯЮТ ЛИ ВАШ ОБМЕН КАКИЕ-ТО ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

- Нет, нет, совсем кет. У нас нет проблем и, как я понимаю, здесь тоже нет проблем. Родители моих ребят совсем не боятся отпускать сюда своих детей , и я знаю, что русские родители тоже не боятся. У нас нормальные, позитивные, дружелюбные отношения. Я вообще считаю, что мои самые близкие друзья - в Санкт-Петербурге.

- ЧТО ИЗ НЫНЕШНЕЙ ПОЕЗДКИ ВАМ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛОСЬ?

- То, пожалуй, что все учителя в ФТШ находили время, чтобы помочь нам, побыть с нами, пообщаться. Честно говоря, когда я здесь, я чувствую себя учителем ФТШ.

- ВОЗНИКАЮТ ЛИ НА УРОКАХ ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

- Были сложности, конечно, потому что мои ребята только два-три года учат русский язык. А вот когда русские приезжают к нам, они говорят совсем свободно по-английски . Но эти сложности помогают нам, мне кажется. Потому что мои ребята, между прочим, будут учить русский язык в колледже, в университете. Вот для меня, например, любимый музей в Петербурге - Эрмитаж. А они больше любят Русский музей, потому что учат русский язык.

- КАК ПРОИСХОДИТ ОТБОР РЕБЯТ В ГРУППУ?

- Всегда желающих больше, чем мест. Я выбираю ребят, отдавая предпочтение тем, кто на мой взгляд, сможет адаптироваться к жизни в другой стране. Для половины это первая поездка за границу.

- КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛА НА РЕБЯТ ВСТРЕЧА С АКАДЕМИКОМ АЛФЕРОВЫМ?

- Я еще до поездки рассказал им кто такой Жорес Иванович. Самое главное - он понимает, что наука - международная работа. И я думаю, что ребята поняли, почему это важно. Нет политики, когда мы делаем науку, когда мы делаем физику. Есть только хорошая, отличная работа. И на встрече они сидели и слушали его, как, наверное, слушают дедушку... Он говорил об истории ядерной энергии, о своей работе. И они слушали очень внимательно и, мне кажется, были удивлены, с каким они человеком встретились. Наш Нобелевский лауреат Леон Ледерман старше Жореса Ивановича и он давно уже не появляется у нас. А тут можно было пообщаться напрямую с таким удивительным человеком! И даже задать ему вопрос. Мы поинтересовались, - какая у него любимая книга. Он сказал, что у него много любимых книг, но самая дорогая - это "Два капитана". Я никогда не читал, но я буду читать. И я надеюсь, что ребята тоже будут читать.

- ЧТО ДЛЯ ВАС, ПААВО, ЗНАЧАТ ТАКИЕ ОБМЕННЫЕ ПОЕЗДКИ?

- Когда мы приезжает к вам и когда русские к нам приезжают, эти моменты для меня - самые главные в учебном году. Я очень люблю вашу страну. И я хочу, чтобы мои ребята поняли что такое Россия.

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского