Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

САХАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:

23.05.2017
 
 
САХАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 

 

ЧТОБЫ СВЕЧА НЕ ПОГАСЛА

 

Около ста школ России, Белоруссии и Казахстана были представлены в программе Международной научной конференции "Сахаровские чтения", которая в двадцать седьмой раз прошла в Лицее "Физико-техническая школа" Академического университета. Встречу открыл директор ФТШ Михаил Иванов, который передал участникам приветствие от председателя оргкомитета конференции академика Жореса Ивановича Алферова.

В своем приветственном слове Михаил Георгиевич вспомнил эпизод из фильма Андрея Тарковского "Ностальгия". В этом эпизоде герой Олега Янковского одержим идеей пройти с зажженной свечой через заброшенный бассейн и тем самым сделать что-то очень важное для спасения всего мира.

- Главный герой по ходу должен донести зажженную свечу из точки, откуда он отправляется, до определенного места. Если свеча не погаснет, значит, будет все хорошо. Ему это удается, хотя и с большими трудностями. Простите за сентиментальность, но двадцать семь лет без перерыва каждый год в двадцатых числах мая, накануне или в день рождения Андрея Дмитриевича Сахарова, мы собираемся здесь. За это время рушились государства, создавались новые, происходили мини-войны, какие-то конфликты. И тем не менее каждый год мы продолжали нести эту свечу. И вот в этом году вы присоединились к тем, кто это делает. Я надеюсь, что свеча эта не погаснет и в будущем, - сказал Михаил Иванов.

На Чтениях в течение двух дней работали секции физики, математики, информатики и биологии. На них было рассмотрено и обсуждено 188 докладов. Их представили около 250 участников - школьников с 5 по 11 класс, приехавших из 28 городов и поселков - от Новосибирска и Томска до Калининграда и Бреста и от Салехарда до Алма-Аты. Мы решили пообщаться с участниками конференции "по географическому принципу", выбрав в собеседники гостей из разных мест.

Первое интервью дал гость из Москвы - научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова Российской академии наук Николай АНДРЕЕВ, возглавляющий в этом центре лабораторию популяризации и пропаганды математики. Он прочитал замечательную лекцию "Математическая составляющая", побудив зал бурно реагировать на его вопросы.

- НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, ВЫ ОБОЗНАЧИЛИ СЕБЯ КАК ЛЕКТОР НА СТЫКЕ НАУКИ И ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ, В КОТОРОЙ СТОЛЬКО ЧУДЕС, ГДЕ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИКИ МОЖНО ВСЕ УВИДЕТЬ ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ. КАКИМИ СУДЬБАМИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ НА ЭТИХ ЧТЕНИЯХ?

- С ФТШ у нас давние связи, и я однажды уже выступал здесь. С математиками вашими мы знакомы хорошо, а то, что я демонстрировал сегодня, - это на самом деле очень мощный и важный способ популяризации науки, потому что в современном мире, когда вы видите массу возможностей, зачем мучить синусами-косинусами, которые на уроках математики некоторым детям непонятны и неинтересны, если можно вместо этого показать, где в жизни им может понадобиться математика.

- С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОСКВИЧА КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ САХАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ?

- Судя по реакции зала на моей лекции дети собрались хорошие, отбор хороший. Даже то, что они задумаются о Сахарове, а потом приедут и прочитают побольше - это тоже важно. У всех ведь разный путь в науку. И у кого-то зачастую бывает так, что он встретит какого-то человека, пообщается с ним, заинтересуется и пойдет в науку. Это тоже один из способов донести до детей красоту науки. Ну а кроме того очень важно, чтобы дети друг с другом пообщались, чтобы увидели, что они не одни такие. Ну, ладно, Москва, Питер - здесь действительно хорошие школы и много увлеченных детей. А бывают школы, где той же математикой увлекается два-три человека, а все остальные на них смотрят косо: странные дети. Чтоб дети увидели, что есть такие же увлеченные, их возраста - это действительно важно для их социализации.

- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ - САМАЯ МАЛОЧИСЛЕННАЯ ИЗ ЧЕТЫРЕХ. ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ?

- Организаторам виднее. Я, честно сказать, не большой любитель школьных конференций по математике, потому что, во-первых, для многих задач нужно образование, прежде чем начинать самим что-то решать. Во-вторых, в действительности, видя иногда детей, что они занимаются чем-то своим в тот момент, когда могли бы послушать хорошую лекцию, мне становиться обидно, потому что свои статьи они еще попишут, а вот почитать хорошую книжку, послушать какую-то лекцию потом уже будет некогда, когда они станут взрослыми. Поэтому по мне предпочтительней более классический подход к образованию в области математики.

- КАКОЙ ВОЗРАСТ ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМ ПЛОДОТВОРНЫМ ДЛЯ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ В МАТЕМАТИКЕ?

- Мне кажется, это пора студенчества, курса с третьего, и аспирантура. Это возраст, когда ты уже что-то знаешь и у тебя много энергии и на тебе еще не висит куча административной ответственности, которая отнимает много сил. .

- У ВАС ТАК И ПОЛУЧИЛОСЬ?

- Ну, в общем, да...

 
 

Одну из самых многочисленных групп участников среди иногородних представляли школьники из Белоруссии. Причем не только из Минска, но и из Бреста, Барановичей, Гомеля, Витебска.

В холле, где развешивались стендовые доклады, мы познакомились с 11-классницами Витебской гимназии номер 1 Елизаветой МЕЛЬНИКОВОЙ и Еленой БУХТИЯРОВОЙ.

Сообща они представляли работу "Особенности биологии и морфологическая дифференциация брюхоногого моллюска theodoxus fluviatilis".

- Нас из Витебска приехало восемь человек - биологи, физики, - сообщила Елена.

- ТАКАЯ СИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ?

-Да! Жорес Алферов заканчивал нашу гимназию, которая раньше была 15-й школой. Хотим ему передать привет, если встретим. И обязательно сфотографироваться с ним.

- РАССКАЖИТЕ, ДЕВОЧКИ, ПРО ВАШУ НАУЧНУЮ РАБОТУ.

- Мы отловили брюхоногого моллюска в витебской реке Лучосе, притоке Западной Двины. Этот моллюск является интересным объектом для изучения , потому что имеет необычную для подобного вида окраску раковины. Мы даже открыли новые морфы, которые не нашли ни в каких литературных источниках. Например, морфу 8 и 9, - вступает в разговор Елизавета.

 

- СОБИРАЕТЕСЬ ПРОДОЛЖИТЬ ЭТИ ИССЛЕДОВАНИЯ?

- Возможно, это тема нашей будущей диссертации, - подтверждает Лиза. Она добавляет, что все эти работы они ведут под научным руководством Игоря Альбертовича Солодовникова, доцента кафедры зоологии Витебского государственного университета имени Петра Машерова.

- КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ?

На этот вопрос девушки ответили вместе:

- Очень гостеприимная атмосфера. Отель Академии наук просто шикарный. Кормят хорошо. Погрузились в научную атмосферу. Уже успели познакомиться с интересными людьми. В общении с ними набираешься новых знаний.

Казанский школьник Алексей РАГИНОВ сам проявил инициативу, пригласив нас познакомиться со своим стендовым докладом "Оценка влияния качества воды на жизнедеятельность аквариумных рыбок Daniо rerio". Оказалось, что этот 9-классник Академического лицея имени Н.И.Лобачевского уже второй раз приехал на Сахаровские чтения, куда впервые был приглашен в 14 лет.

- Задача моей работы - поиск биологических методов оценки влияния токсических свойств на жизнеспособность аквариумных рыб, - рассказал Алексей. - Мы взяли девять рыб и разместили их в три банки. В первой группе у нас была обычная вода из-под крана, хлорированная - которая отстоялась сутки, во второй - фильтрованная вода, а в третьей был отстоявшийся снег, который мы взяли с улицы, в пяти метрах от проезжей части. Спустя месяц рыб третьей группы нам пришлось снять в связи с тем, что они плохо себя чувствовали, мало ели, вяло двигались. Переместив их в обычную воду из-под крана, мы обнаружили, что их тела покрыты толстым слоем слизи, и у них кровоизлияние в жабрах. Если бы мы их не переместили, они могли бы и умереть. Самой благоприятной средой оказалась вода очищенная.

- НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ, АЛЕКСЕЙ, КАК ОРГАНИЗОВАНА КОНФЕРЕНЦИЯ?

- Здесь атмосфера очень познавательная, благоприятная. Каждый может проявить инициативу, найти собеседников. Все зависит только от тебя.

 

Еще один участник конференции - Олег БЕЛЕЦАН - прилетел в Петербург из Салехарда, административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа. На секции физики он выступил с докладом "Тайны появления воронок на Ямале", который он подготовил вместе со своим товарищем по Детско-юношескому центру дополнительного образования Мстиславом Захаровым.

- ОЛЕГ, В ЧЕМ АКТУАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ РАБОТЫ?

- Эта тема стала актуальной в 2013 году, когда появилась эта воронка. Ученые из криосферы земли и разных отраслей пытались объяснить причины образования, но все равно не было какой-то точной, достоверной теории, которая могла бы правильно описать это образование. Мы сделали попытку с точки зрения законов физики рассмотреть, как газ самостоятельно может прорваться через 20-метровый слой мерзлоты, который по своим свойствам почти не уступает горным породам. В декабре прошлого года была онлайн-конференция среди ученых по криосфере земли. Я представлял там эту работу. Как мне потом передали, наша точка зрения вызвала наибольший спрос...

- КАКОЕ РАЗВИТИЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ВАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

- Предстоит выявить механизм образования таких воронок и рассмотреть возможность предугадать или узнать где возможны образования похожих воронок. Возможно, в будущем, если наша теория верна, откроется перспектива организовать в этих местах добычу газа. Можно газ продавать или использовать в собственных целях.

 

- КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ДЛЯ ВАС ПОЕЗДКА НА САХАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ?

- Я рад, что наконец-то увидел Петербург, где ни разу не был. Ну а участие в Чтениях и почетно, и ответственно, и полезно, ведь здесь есть возможность представить свою работу знающей аудитории, которая может и указать на недочеты, и помочь в развитии исследования.

- БЫВАЛИ ЛИ ПРЕЖДЕ ШКОЛЬНИКИ ИЗ САЛЕХАРДА НА ЧТЕНИЯХ В ПЕТЕРБУРГЕ?

- Мой руководитель Владислав Николаевич Николаев привозил сюда шесть лет назад еще одного своего ученика.

У каждого человека - свой возраст для первого шага в науку. Об этом подумалось, когда я увидел в списке докладов на секции физики и такую тему: "Почему куры не плавают, как утки?" С такой работой приехали на чтения учащиеся 7-го класса средней школы номер 21 из Могилева. Они провели измерения и расчеты массы мокрых и сухих перьев и пуха у курицы и выяснили, что вес курицы в воде увеличивается почти в полтора раза. Так детский вопрос юных исследователей обрел вполне научную подоплеку.

 
 

С участниками чтений встречались

Олег Сердобольский (текст),

Юрий Белинский (фото).