Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

НЕМНОГО ФИЗИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕННИСУ

23.10.2017
 
 
НЕМНОГО ФИЗИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕННИСУ
 

   

Большую фору по настольному теннису дает своим юным ученикам один из старейших преподавателей ФТШ, кандидат физико-математических наук Геннадий Владимирович Михайлов. К нему на факультатив приходят по субботам больше двадцати пяти школьников. И что ни урок, то турнир. Пусть маленький, совсем камерный, но зато - со всей горячностью спортивного азарта.

 
 

- Я счастливый человек, потому что, занимаясь с детьми, ощущаю свой возраст, но при этом я их обыгрываю и понимаю, что могу. В то же время я тренирую баскетболистов старше себя, которым 75 и больше. Мы через два года даже собираемся открывать группу "80" на чемпионате мира в Финляндии. Иногда я играю с ними, они посмеиваются: "Пацан!", но при этом слушаются, потому что я все-таки числюсь, хоть и не первым, но тренером.

- НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ, ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПЕРЕЧИСЛИТЬ ГЛАВНЫЕ СВОИ СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ?

- Я - чемпион Европы по баскетболу, причем у меня весь комплект медалей есть - бронза 2008, серебро 2010 и золото 2012. А еще - вице-чемпион мира по баскетболу 2015. Ну а на Олимпийских играх - Мaster Games-2017 в Новой Зеландии - шесть участников физтеховского клуба получили 16 медалей, из них - три моих: две золотые, одна серебряная. Так что меня можно величать чемпионом Олимпийских игр по настольному теннису среди ветеранов-любителей категории "70-75". Бронзу в баскетболе я получил в 60 лет, серебро - в 65, и золото - когда участвовал в команде "70". Такая вот статистика.

- ТАК ЧТО, МОЖНО СКАЗАТЬ, ВЫ В СПОРТИВНОМ МИРЕ - ЧЕЛОВЕК ИЗВЕСТНЫЙ?

- Ну, я бы не сказал, что такой уж известный, потому что Спорткомитет не очень признает макси-баскетбол, хотя и отчитывается нашими результатами. Настольный теннис нашей возрастной категории для них вообще не существует. А ведь завоевать вшестером 16 медалей по настольному теннису, это был просто потрясающий результат!

- ВЫ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛИЦЕЯ. С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

- Лицей зародился внутри Физтеха. И с легкой руки одного из отцов-основателей Лицея и моего хорошего друга Игоря Александровича Меркулова я тоже приобщился к этому делу. Идея эта постепенно вызревала, и много было вариантов, вплоть до организации политехникума внутри Позитрона. Но в конце концов это началось тридцать лет назад с двух классов 74-й школы на Болотной, где лицеисты прожили два года. Потом они перебрались в столовую Политеха. Я тогда участвовал в делах школы просто "собственными ручками". На одном из коммунистических субботников в апреле мы выстраивали в столовой перегородки, делали классы. Таскали туда стройматериалы. Я во все времена приветствовал именно такие варианты работы на субботниках, когда создается что-то практическое. Вот мы в ФТИ сейчас тренируемся в залах, которые мы точно так же сделали своими руками на апрельских субботниках. Две-три лаборатории вместо того, чтобы грести листочки в Сосновке, перестраивали старые механические мастерские в спорткомплекс, который жив до сих пор. И у нас его не отняли. Школа прожила довольно много лет в здании бывшей столовой. Затем усилиями Жореса Ивановича создалось движение в поддержку идеи, что надо иметь собственное здание. И, когда объявили тендер, я даже входил в комиссию, которая решала - кто будет это здание строить. На удивление, "Академстрой" проиграл тендер. Финны тоже проиграли потому, что у них было дорого. А выиграли - турки. И в 1999 году эта первая часть вошла в строй.

- А В ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТА ВЫ УЧАСТВОВАЛИ?

- Участвовал... И тут как раз мы приближаемся к спортивным делам. Много лет мы мечтали о спортивном комплексе в Физтехе, и у нас выработалась определенная практика работы и со спортивными органами, и с руководителями. И когда разрабатывался проект, мы в ту часть, где предполагался спорткомплекс, умышленно натолкали все, что только можно, чтобы оттуда кое-что выкинули, но остались бы большой зал и бассейн. Мы в первом варианте вставили туда корт для того, чтобы его оттуда сразу бы выкинули. Там было еще четыре зала. Один из них Жорес Иванович потом забрал под театральный зал-аудиторию. Но спорткомплекс выжил в жизнеспособном виде благодаря уникальному проекту архитектора Владимира Максимовича Фрайфельда, откуда трудно было что-то выкидывать. В конце концов срезали один этаж, а спорткомплекс остался в границах, которые нас очень устраивали. Сейчас там есть и бассейн, и большой зал, где играют в баскетбол и в футбол, и теннисный корт, и тренажерный зал. В первый же год директор Лицея Яков Давыдович Бирман принял мое предложение о факультативе для школьников по настольному теннису. И у меня теперь здесь проходят занятия по субботам в свободное от работы время - и с детьми, и со взрослыми. И это продолжается уже восемнадцать лет! (Впрочем, работал я здесь несколько лет и заместителем директора по экономике. Такая была придумана должность для взаимодействия с финансово-экономическим управлением Российской академии наук).

- КАК ОРГАНИЗОВАНА ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАБОТА В ЛИЦЕЕ?

- У школьников есть обязательные занятия два раза в неделю. Кроме того, каждый выбирает один из факультативов. Это может быть баскетбол, волейбол, настольный или большой теннис, плавание или какие-нибудь экзотические виды. Например, фрисби. Дети восьмых-девятых классов освобождены от зачетов. Им засчитывается минимум 50 процентов посещений. А вот для старшеклассников зачет обязателен в каждом полугодии.

 
 

- ЭТО ТРУДНАЯ ЗАДАЧА?

- Ну, к примеру, на моих занятиях для этого надо выиграть три-четыре турнира маленьких. Выиграл турнир - уже у тебя есть хорошая основа для зачета. Ну а если не хочешь участвовать в турнире, тебе надо обыграть преподавателя.

 

- ВАШИ УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО ВЫ ИНОГДА ПОДДАЕТЕСЬ. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК?

- Нет, не поддаюсь. Просто у меня занятия по теннису проходят после баскетбола. Я уже прихожу слегка потрепанный. Ну а когда речь идет о зачете, я, конечно, учитываю разницу в классе. Понятно, что эти дети не очень приспособлены к спортивным занятиям. В этом году у меня много новичков, которые просто ракетку впервые взяли в руки. Но те, кто учились у меня раньше, спустя годы начинают меня обыгрывать. И это понятно: все-таки разница в возрасте - сорок лет. Новички в целом приходят ко мне в физически не очень хорошем состоянии. Но у меня для них придумано много всяких поблажек. Мы играем с форой. Им для победы надо набрать половину очков по сравнению со мной. Правда, иногда фора доходит до 10-ти в игре до 11-ти. При такой форе мне выиграть уже трудно. И это выглядит так, что я вроде бы поддаюсь... (смеется). Игра ребят привлекает, особенно в начале, когда они не набрали еще "хвостов" по учебе. В планах у нас - игры школьников с преподавателями и со студентами. Большинство выпускников ФТШ будет играть. Я поначалу с грустью смотрел на нашу компанию, но вот вчера пришел еще один новенький, уже чуть-чуть получше играющий. Так что, может быть, команде школьников моя помощь как игрока не понадобится.

- К ВАМ, НАВЕРНОЕ, ДЕТИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИДУТ?

- Идут-то идут. Но все же они недооценивают сам вид спорта. Между тем, как мне рассказал один из старших коллег, он прочитал в каком-то французском источнике, что настольный теннис - один из самых энергозатратных видов спорта. Затратнее его только бадминтон. На занятиях я заставляю ребят напрягаться, убеждая их в том, что это им самим надо.

 
 

- ЧТО РАЗВИВАЕТ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ИЗ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКИХ?

- Развивает все. Ты стремишься сыграть оптимальным образом. А чтобы было интересней, я периодически привлекаю в качестве комментария их любимую физику... В свое время я и физику преподавал, и на подготовительных курсах работал, поэтому с психологией этих ребят хорошо знаком. Стараюсь раскрыть им физическое понимание игры, идет ли речь о натяжении сетки или, к примеру, о траектории полета шарика. Ракетка, резинка, трение, сила удара, угол, подкрутка - все это можно осмыслить с точки зрения физики. И это их тоже увлекает.

- ЛИЦЕЙСКАЯ КОМАНДА ТЕННИСИСТОВ ИГРАЛА ЛИ КОГДА-НИБУДЬ НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ?

- Нет... В Лицее уровень ребят, даже прилично играющих, для городских соревнований недостаточен. Я ведь - не профессиональный тренер. Учу примерно так же, как меня учили. Немножко литературы читаю, в интернет заглядываю. По большому счету городские соревнования - это уже ребята-профессионалы, которые начинают приобщаться к спорту с пяти-шести лет.

- А ВЫ САМИ КАК В СПОРТ ПРИШЛИ?

- Со школьных лет занимался общими видами и баскетболом. Теннисом увлекся в девятом классе. Потом в Ленинградском госуниверситете продолжил заниматься и настольным теннисом, и баскетболом. У нас в Физтехе за лабораторию мне приходилось выступать во всех видах спорта - лыжи, легкая атлетика, баскетбол, волейбол... В своей жизни я, пожалуй, не занимался лишь спортивным плаванием и фехтованием. Но этот пробел восполнили мои сыновья. Денис - мастер спорта по плаванию, Александр - кандидат в мастера по фехтованию.

- КАК НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ ВЫ ОЩУЩАЕТЕ ПОЛЬЗУ СПОРТА ДЛЯ СВОЕЙ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

- Тренировки заставляют распределять время. Многие годы я вынужден был заниматься множеством дел и в профкоме, и в спортсовете Физтеха, а потом в течение одиннадцати лет работал заместителем директора института. У меня был год сидячей работы, потому что мне, физику, надо было переучиться на специалиста по экономике. Был период, когда мне грозила операция на ногах. Но меня спасли баскетбол и дети сотрудников, которые приходили в уже готовый спорткомплекс, и я играл с ними один против двоих, а то и троих. И самое удивительное, что через год вопрос об операции отпал.

- ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ В КАНУН 30-ЛЕТИЯ ЛИЦЕЯ. КАК БЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ЕГО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?

- Я считаю, что это учебное заведения дает уникальное образование. Правда, дети здесь все-таки немного перегружены. Но тем не менее эта учебная нагрузка, спортивная и культурная в том числе, заставляет их как-то организовываться. Потом в жизни им это очень поможет. Помимо спортивных факультативов, у них еще большое количество факультативов научных. Все это приносит большие плоды. Как-то директор Лицея Михаил Георгиевич Иванов не смог поехать со школьниками на традиционный майский слет и попросил меня поехать с его классом. И вот сидим мы около костра, ребята готовят еду. И одновременно у них разгорается спор по математике. Скажу честно: вникая в их спор, я при своем университетском образовании мало что понимал. Думаю, уровень преподавания здесь немножко даже зашкаливает в плане необходимости этих знаний. Но совершенно очевидно, что Лицей шаг за шагом уверенно воплощает свой девиз - "Воспитать ученого-исследователя". Многие молодые, начав образование здесь, потом идут в Физтех. И уровень этого пополнения вселяет большие надежды.

 

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского