 |
МИХАИЛ ИВАНОВ: "ОЧЕНЬ ВАЖНО УЛОВИТЬ ИНТОНАЦИЮ ПРОИСХОДЯЩЕГО"
|
ВЫШЕЛ В СВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ ТОМ АЛЬМАНАХА "ПРОСТИТЕ, ХЛАДНЫЕ НАУКИ!.."
В своеобразное "собрание сочинений" мало-помалу складываются книги, посвященные истории - "древней" и новой - Физико-технической школы. По случаю тридцатилетия этого учебного заведения издательство "Образовательные проекты" выпустило в свет четвертый том альманаха "Простите, хладные науки!..", на этот раз - в жанре "путеводителя".
О новом издании мы беседуем с директором ФТШ, заслуженным учителем России Михаилом Ивановым.
- МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЭТО ПУТЕВОДИТЕЛЬ?
- В какой-то степени да, путеводитель - и по нашей истории, и по нашим сегодняшним будням и праздникам. Путеводитель по школе - какая она есть к своей 30-й годовщине. У всех четырех изданий, выпущенных за эти годы, - общее название - пушкинская строка из "Евгения Онегина" - "Простите, хладные науки!..". А вот подзаголовки - разные. Один из предыдущих выпусков был посвящен творчеству учителей - их эссе, стихам, прозе. Другой том составили фрагменты сочинений учеников. Предшественником этого издания является книга, выпущенная к нашему 25-летию, - "История ФТШ в воспоминаниях и документах 1987-2012". По сути дела эта новинка - продолжение той книги. На сей раз подзаголовок у нее такой: "ФТШ как результат творческой эволюции".
|
 |
- ЕСТЬ У ВАШЕЙ КНИГИ КАКИЕ-ТО АССОЦИАЦИИ С ПОДОБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ?
- Есть... Кстати, подобные издания прямо тут у меня стоят на полке. Вот "Записки о Второй школе" - это московская физматшкола. Кстати, выпуск второй. Был, соответственно, и первый. А вот еще два моих, можно сказать родных, тома - "Заметки по истории 239-й школы", начиная с 1960-х годов. Есть замечательная книга о гимназии Мая. Есть воспоминания об Академической гимназии, о Колмогоровском интернате - видите сколько?! Но вообще такие книги - всегда событие. На тысячу питерских школ - думаю, не больше десятка подобных изданий. А у нас - тридцатилетних - уже пять!
 |
 |
 |
- ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ТАКИЕ КНИГИ? ЭТО ЧТО, В ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ - ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА?
- Ну, да, есть прагматическая ценность такой литературы. Если кто-то что-то подобное захочет сделать, он будет знать, как это уже делалось, с какими это было сопряжено ошибками, сложностями или, наоборот, с какими открытиями, если что-то новое возникало. Приезжают же к нам буквально каждую неделю все эти годы разные делегации. Часто говорят: мы тоже хотим что-то подобное сделать при нашем университете. ... В 1988 году я выступал на совещании в Ленинградском Комитете по образованию. Тогда идеи новой школы возникли сразу у нескольких "команд". Появились кооперативы, многим хотелось открыть частную школу. И вот люди собрались и стали рассказывать, как они собираются это осуществить . И я тоже выступил и рассказал - что мы уже сделали: это были первые два класса ФТИ при 74-й школе. В этом смысле мы были, если угодно, первыми, хотя хронологически первая советская физматшкола - это московская "Вторая школа". Она ведет свою историю с 1956 года, а физматшколой стала в 1959-м. Ну а зачем нужны книги по истории.. Знаете, есть известная формула - насчет того, что нельзя быть гражданином своей страны, не зная ее истории. Мне нравится менее пафосная формула: люди уходят, а книги остаются. И это память о тех людях - учителях, которые в отличие от писателей, поэтов, художников, актеров, ничего материального после себя не оставляют, кроме воспоминаний своих учеников. Частью творческого процесса, если это действительно процесс творческий, является фиксация своего опыта. Для чего нужен вообще архив какой-то организации? Потому что на самом деле это и есть тот фундамент, на котором всё продолжает стоять и расти, иначе каждый вновь пришедший будет вынужден изобретать все заново.
|
- И БУДЕТ ДУМАТЬ ЧТО С НЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...
- Вот-вот... Потому что вертикальными колоннами этого здания являются традиции - и писаные и неписаные. Есть устное творчество, оно тоже важно. Но письменное - как-то мы считаем, что оно более серьезно, фундаментально, длительно. Я попал в образовательную сферу из сферы научной. А там принято как минимум раз в год отчет писать о своей деятельности. Учителя тоже пишут кучу всяких отчетов дурацких... Чтобы кто-то перед кем-то, кто выше, изобразил, что и он не бездельник. Но если задуматься по существу - на что ты потратил этот год: только на изложение закона сохранения импульса (в 25-й раз) или есть возникли какие-то важные на будущее мысли, чем-то поучительные или даже замечательные? Не обязательно они кому-то другому помогут, но хотя бы они могут обозначить интонацию того, что происходило. Это тоже важно.
|
 |
- В АЛЬМАНАХЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЕСТЬ ИНТОНАЦИЯ?
- Мне кажется, да. Одна из его первых читательниц, которая уже довольно давно закончила школу, полистав, сказала, что энергетика у этой книжки точно есть.
В заключение - несколько лаконичных фраз о Лицее, размещенных на задней обложке альманаха.
"Невозможное возможно".
"Островок наглости и свободы".
"Она живая и все время меняется".
"Появляются дети, которые физику знают лучше меня".
"Так победим!".
"ФТШ - это нормальная школа, какой она должны быть".
Р.S. Примечание составителей Ирины Завьяловой и Ирины Селивановой: "Издание адресовано всем, чья жизнь оказалась связана с Физико-технической школой, а также педагогам и историкам-исследователям образовательного дела в России".
<
Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского
|