Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

МОСКВИЧ, СТАВШИЙ ВЫДАЮЩИМСЯ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ

02.02.2018
 
 
МОСКВИЧ, СТАВШИЙ ВЫДАЮЩИМСЯ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ
 

   

В БИБЛИОТЕКЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОШЛИ ПЕРВЫЕ БОГУСЛАВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Выражение "первый блин комом" вряд ли можно отнести к событию, которое произошло 25 января в библиотеке Академического университета - здесь прошли Первые Богуславские чтения, посвященные памяти краеведа и историка Санкт-Петербурга, культуролога и педагога, почетного члена Русского Географического общества Густава Александровича Богуславского (1924-2014).

Встреча в жанре мемуаров собрала друзей и учеников этого уроженца Москвы, ставшего выдающимся петербуржцем и истинным патриотом Северной столицы. Половина из 600 его печатных работ посвящена истории Петербурга.  А саму дату чтений организаторы совместили с днем рождения Московского университета, где прошли студенческие годы выпускника исторического факультета Густава Богуславского.

- В нашей библиотеке Густав Александрович читал когда-то лекцию о Петре Первом, - вспоминает учитель Владимир Шацев. Он познакомился с Богуславским еще в 1988 году, когда они оба были учителями 307-й школы. Шацев вел литературу в том классе, где Богуславский преподавал историю и был классным руководителем. В числе его питомцев тех лет были будущие историки, философы, журналисты, артисты. Многие из них живо откликнулись на приглашение принять участие в Богуславских чтениях.
Хорошее это дело не потребовало ни расходов на аренду зала, ни подготовки тезисов и соблюдения других формальностей. Светлое имя Густава Александровича собрало вокруг себя тех, кто дорожит памятью о нем и помнит его профессиональные и человеческие уроки.

- ВЛАДИМИР НАТАНОВИЧ, КАКИМ ВАМ ЗАПОМНИЛСЯ БОГУСЛАВСКИЙ? КАКОЙ БЫ ЕГО СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫ НАРИСОВАЛИ?

- Густав Александрович - это человек-Москва, это человек-Петербург. Но это все же неточно. Вспомнилось: картинка из прошлого. У Густава в гостях. В  том  знаменитом Толстовском доме, что на Петроградской. Августовская ночь.  Или вечер.  Вот будто прямо из "Мастера и Маргариты". Разрываются небывало шумным ливнем и синими молниями небеса. В комнате много цветов. Открывается шампанское. За столом взрослые ученики и коллеги. Беседа в духе пушкинских застольных анекдотов. Смех. Иногда хохот; а тут еще гром рокочет. И что-то он  такое (вспомнить бы!) тихое и элегантное произнес. Я ему говорю: "О трижды романтический Густав!" (Это Воланд  почти так  сказал, но о Мастере).  И Густав Александрович отвечает: "Спасибо, Володенька".
Ну, а конференция: Пока не знаю. Лишь  предполагаю. Возможно, это новое дело станет со временем одной из ветвей Сахаровских чтений. Когда-то там были гуманитарные секции: история и филология. Возможно. Не исключаю, что будем вспоминать Густава, делиться краеведческими или генеалогическими разысканиями. А может, все это замрет. Посмотрим. Не знаю точно. Да что там еще будет в девятнадцатом-то году, когда планируем провести Вторые Богуславские чтения!

В число организаторов встречи вошел известный бард Александр Сергеевич Копосов, ведущий в Лицее класс игры на гитаре. Он и открыл Богуславские чтения с гитарой в руках, замечательно исполнив романтическую песню, которую любил Густав Александрович.

- АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С БОГУСЛАВСКИМ? КАКУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ В ВАШЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ?

- Первая наша встреча произошла где-то на стыке 60-70-х годов в Западной Сибири, на Оби. Я был участником ансамбля "Гренада" Кораблестроительного института. И наш коллектив ходил по Оби, Енисею, Амуру и Байкалу в шлюпочные походы. Во время сплава мы останавливались в населенных пунктах и давали концерты. Богуславский в этих походах принимал участие как лектор. И однажды мы с ним оказались вместе на борту водометного катера. Нас отправили в некую гулаговскую зону. Добирались мы до тех мест четыре с половиной часа и все это время, усевшись в укромном местечке, проговорили. А потом столько же времени на обратном пути не могли наговориться. Невзирая на четверть века разницы в возрасте, нам было так интересно общаться! Вернувшись в Ленинград, мы и там продолжили наши беседы. Помню такой случай. Я готовился к экзамену по теоретической механике, которая, мягко говоря, не входила в число моих любимых предметов. Часа в два ночи, когда уже ничего не лезло в голову, вышел на улицу прогуляться. Иду по Казанскому мосту, а навстречу мне Богуславский! И мы с ним - слово за слово - до пяти утра проговорили. Он всегда располагал к беседе, с ним было страшно интересно.
С годами я набрал весьма приличный багаж из произведений, которые, к сожалению, не всегда жалуют представители консерваторий и филармонии. У меня в репертуаре, ну, наверное, тысячи полторы песен, причем далеко не худших. И однажды мы с Богуславским  договорились, что попробуем выступить вместе: он будет рассказывать о городе, а я по ходу его рассказа буду что-то исполнять в дополнение к той или иной теме. "Ну, что ж, - сказал Густав Александрович, - экспромт так экспромт". Выбрали для первой такой встречи Петровскую эпоху, но заранее не стали сговариваться, решив: пойдет - как пойдет. Первое наше выступление состоялось 24 октября 2003 года в клубе "ДоброхотЪ". Я чувствовал себя, как пескарь на раскаленной сковородке. Не зная, когда он передаст мне соло, я пытался угадать, готовился подхватить тему, а он вдруг выходил на что-то другое. Получилась очень интересная встреча! Потом мы повторили <импровизацию> в Доме журналиста на Невском проспекте. Несколько дней назад  я впервые посмотрел и послушал её в записи. Конечно, чувствуется, что экспромт, но в принципе я горд, что мы это сделали, потому что неплохо было бы показывать подобные вещи в качестве учебного пособия в школах и в вузах. После встречи Густав Александрович сказал мне: "Саша, все в десяточку".
Богуславского называли ходячей энциклопедией. И он действительно во всем был силен - в музыке, литературе, изобразительном искусстве. А еще его страстью были путешествия. После тех давних походов с Корабелкой он выпустил замечательную книгу "Памятники Сибири", которую проиллюстрировали крупнейшие фотохудожники того времени, в том числе фотограф АПН Кузьмин и основатель фотоклуба "Зеркало" Евгений Раскопов. Планов совместной работы было много, но, к сожалению, воплотить их в жизнь мы не успели.

На предложение провести в библиотеке Богуславские чтения горячо откликнулась главная хранительница книг Академического университета Вера Шелгинских, которая тоже лично знала Густава Александровича. Он запомнился ей, как истинный петербуржец, который всегда одарял любого своего собеседника запасом доброжелательности, даже если это был его оппонент. А сама идея чтений очень естественно вписалась в стиль работы библиотеки, как центра общения людей по интересам.

- ВЕРА ФЕДОРОВНА, У ВАС В БИБЛИОТЕКЕ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СКУЧНО. В РЯД С КАКИМИ СОБЫТИЯМИ, ПРОИСХОДЯЩИМИ ЗДЕСЬ, ВЫ ПОСТАВИЛИ БЫ БОГУСЛАВСКИЕ ЧТЕНИЯ?

- У нас такие встречи проходят, как правило,  по-домашнему тепло и душевно - от поэтических и музыкальных вечеров клуба "ДоброхотЪ" до "Цветаевских костров", где активно проявляет себя молодежь. А сколько интересных людей здесь выступало! Памятная встреча была у нас здесь с Сергеем Георгиевичем Калмыковым. Он работает в Физико-техническом институте и является переводчиком книги американского альпиниста Джона Кракауэра "В разреженный воздух". Она была написана по горячим следам трагедии, разыгравшейся во время экспедиции на Эверест в мае 1996 года. Встречались мы здесь с еще одним сотрудником Физтеха Арсением Борисовичем Березиным, автором книг "Пики-козыри" и "Самоорганизация материи". Много лет он работал синхронным переводчиком на научных конференциях. Дело это сложное, требующее огромных знаний, навыков и необычайной собранности. Это была очень интересная встреча, просто замечательная. Памятью о тех встречах стали книги с автографами наших замечательных современников. В этот ряд я поставила бы и Богуславские чтения, на которые пришло  много интересных людей. В нашей библиотеке есть книги Густава Александровича, в том числе и вот эта, изданная в серии " Всё о Санкт-Петербурге" в 2011 году. Называется она "100 очерков о Петербурге. Северная столица глазами москвича". В ней интересно рассказывается о событиях, примечательных местах и исторических личностях, оставивших след в судьбе нашего города!

Вот и Густав Александрович тоже оставил яркий след в петербургской летописи.

Продолжатся ли Богуславские чтения - покажет время. Как считают организаторы, материала об этом необыкновенном человеке хватило бы на много встреч. Может быть, со временем из воспоминаний сложится целая книга. Но все это должно произойти естественно и по зову души, что было бы достойно памяти замечательного московского петербуржца.

 
 

 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского