Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

КОТ В СКАФАНДРЕ - КОСМИЧЕСКИЙ СОБРАТ МАРИИ

22.01.2019
 
 
КОТ В СКАФАНДРЕ - КОСМИЧЕСКИЙ СОБРАТ МАРИИ
 
 

Образ сотрудницы Академического университета Марии Загузиной неожиданно раздвоился для нас, когда мы приобщились к ее деятельности, не оговоренной служебными обязанностями. В своем кабинете она - помощник проректора по науке, члена-корреспондента РАН Алексея Евгеньевича Жукова.

А в библиотеке вуза мы встретились с Марией, как с героиней вернисажа по случаю открытия ее первой художественной выставки.

В своих графических и живописных работах она ничем не ограничивала полет фантазии, обнимая взглядом весь мир. По словам самой Марии, в ее фантазиях свободно умещаются и сосуществуют "нетрадиционная китайская живопись, совмещенная с православием головного мозга и с речёвкой английских болельщиков". Обращаясь к посетителям выставки, она пыталась их убедить: такие совмещения, казалось бы, несовместимого вполне соответствуют нынешним тенденциям в искусстве с его тягой к сближению пространств, времен и явлений. Соавтором этой выставки стал некто под художественным псевдонимом Red Owl (Красная Сова) - юный художник из Перми, с которым Мария познакомилась в Интернете и нашла в нем много общего по взглядам на современное изобразительное искусство, полное парадоксов.

Впрочем, как оказалось, в жизни самой Марии парадоксов не меньше, чем в творчестве. Начать с того, что она окончила Государственный университет аэрокосмического приборостроения (бывший ЛИАП) и вышла из его стен с красным дипломом бухгалтера-аналитика, не проработав по специальности ни одного дня. С детства она мечтала стать художником и в какой-то момент самостоятельно стала заниматься тем, что, возможно, было главным ее призванием. По разным причинам ей не удалось получить профессиональное образование как художнику, но диплом - не обязательное доказательство состоятельности в избранном деле. Мария нашла своих наставников не в учебном заведении, а в жизни.

Одним из таких людей стал известный петербургский художник Энгель Насибулин, который, работая в Академическом университете, создал здесь большую портретную галерею выдающихся мужей науки, а также оформил Пушкинскую комнату, где проходят различные научные собрания и встречи.

МАРИЯ. "Энгель посмотрел мои работы и предложил мне начать с рисунка, с простых вещей - шара, куба, геометрического натюрморта, с листочка, перышка. Он давал мне простые задания, смотрел эти работы, оценивал их, давал советы. Энгель стал моим наставником, который постоянно меня мотивировал. Сам он проиллюстрировал более шестисот книг.

И я подумала, что мне нужно стать как Энгель и тоже заняться книжной графикой. Таким вот образом он готовил меня для поступления в "муху" (так молодежь до сих пор называет Мухинское училище, ныне - Академию Штиглица - О.С.). И хотя этот вариант отпал, оказавшись мне не по средствам, я рада, что прошла школу Энгеля Насибулина. И я запомнила его совет: не стоит задаваться, если тебя кто-то хвалит, и не стоит расстраиваться, если кто-то с тобой не согласен. Потому что творчество - это субъективная субстанция, очень сложно оценивать - красиво это или некрасиво. Это очень перекликалось с тем, что легко выразил стихотворной строкой любимый поэт Энгеля - Пушкин: "Хвалу и клевету приемли равнодушно".

Между тем пока что "равнодушно" приходится воспринимать одну хвалу. В самом Академическом университете оказалось много людей, которые заинтересовались художественным творчеством Марии. И за все дни выставки она не услышала ни одного негативного отзыва. Несколько работ было даже куплено, а одна картина продана на аукционе. Теперь, много времени уделяя картинам, она убедилась, что это увлечение не просто расковывает ее творческую фантазию, но и помогает в решении каких-то важных жизненных вопросов. Они в такие минуты могут решиться как бы сами собой.

МАРИЯ. "Мне кажется, что рисование - это очень глубокая медитация. Ты погружаешься в некий процесс, пребываешь там и тебе в принципе все равно что происходит вокруг. И со мной стали происходить хорошие вещи. Когда ты долго практикуешь, тебе вдруг приходит важная, полезная информация для жизни. То есть, ты просто понимаешь что тебе нужно делать в конкретный момент времени - за рисованием. Ты и создаешь что-то, и понимаешь, как тебе жить дальше.

 

Это очень удобно. Информация правильная. Я потом проверяю и понимаю, что оно должно быть именно так и никак иначе. Но на это ушло года три такой практики. Сейчас я спокойно могу творить сама, мне не надо ходить заниматься. Я сейчас нахожусь в свободном движении. И даже могу других научить. Если кто-то хочет обучиться, я готова обучать человека бесплатно... Что-то новое изобретать в искусстве довольно сложно, но в целом, как мне кажется, мы делаем новое русское возрождение. Я считаю, что, помимо изобразительного искусства нужно еще заниматься просвещением людей, воспитывать их вкус. В частности, так получилось, что волею судеб я столкнулась с ребятами из "Пространства Радости". Есть такой волонтерский проект Галины Шаровой для ребят с нарушениями аутического спектра. Я тоже стала волонтером и прихожу на сборы ребят в приход Чесменской церкви. А рядом - Университет космического приборостроения, где я училась. И словно круг замкнулся для меня, но уже на другом витке..."

Мария работает в разных техниках, расширяя свое художественное пространство. Недавно она придумала целую коллекцию украшений из витражного стекла и из китайского фарфора. Ей нравится работать в миниатюрном жанре стикеров - рисунков-наклеек с изображением каких-то символов. Ее символ - Space Cat - коcмический кот.

МАРИЯ,"Я люблю котов, такая у меня слабость. И вообще мне кажется, что я в какой-то степени - кошка. А еще я люблю космос. И я подумала - почему бы не поместить кота в скафандр? И получился логотип Space Cat. Кот сидит в ракете и куда-то летит. Небольшая ракета зеленого цвета и пламя внизу. Когда я дарю эту картинку иностранцам, они очень пугаются: "О, это бомба?" - "Нет, - отвечаю я, - это цветочек.

Если вы перевернете рисунок, то получится тюльпан. В этом году мир будет отмечать 85-летие со дня рождения Юрия Гагарина. Space Cat просто не мог пройти мимо этого события. И в ближайшее время он влетит в пышечную Политехнического университета, которая представляет собой зеленый бункер посреди Политеха. Туда можно зайти поесть пышек, как минимум. И начнем договариваться о выставке, которая пройдет, надеюсь, в марте-апреле. Будут в ней участвовать и ребята из "Пространства Радости". Они еще ни разу не писали маслом, но я убеждена, что при желании можно сделать эскизы. Мы уже купили и холсты и краски. И вполне можно попробовать что-то изобразить...".

Художественное пространство Марии год от года расширяется, обрастая все новыми идеями. Теперь они захватили и сферу моды. Правда, это не касается самой одежды, потому что дело это очень дорогое. Речь идет о рисунках на одежде.

МАРИЯ.-"У меня есть идея в феврале-марте сделать коллекцию одежды - скорей всего больше женской, потому что пока у меня женщины-модели дали согласие. Я хочу пропагандировать такое положение дел, что люди могут быть разные. Они могут быть толстые, могут быть худые, рыжие, белые, красные, с различными физическими возможностями. У меня идея пригласить моих друзей с различной к комплекцией и предложить им принести для фотосессии белые одежды - футболки, платья, кто во что горазд.

              

Желательно, чтобы это было х/б. Я заранее возьму эту одежду и распишу ее, чтобы она им была по размеру. Расписать китайской живописью, согласовать с ними заранее макет - несколько видов дизайна. А потом можно провести фотосессию в этих моделях в какой-нибудь студии с хорошим светом... Пять моделей уже дали согласие на два года. Кто-то будет в юбке или футболке, кто-то - в боди. В принципе мы можем расписать что угодно, даже к шубе сделать нашивку, например. Ну а что из этого получится, посмотрим".

И подарила нам Маша на память своего космического собрата - кота в скафандре. Хотя вполне возможно, что это не кот, а кошка. И сама художница запустила себя в космос в таком экзотическое образе, чтоб ей там хорошо мечталось.

 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского