24.01.2019 | ||
|
18.01.2019 | ||||
|
15.01.2019 | ||
объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей: Кафедра астрофизики:
Кафедра биоинформатики и математической биологии:
Кафедра иностранных языков:
Кафедра нанобиотехнологий:
Кафедра общей и теоретической физики:
Кафедра физики и технологии наногетероструктур:
Кафедра физики конденсированного состояния:
Кафедра фотоники:
Кафедра философии:
Заявления (.docs) Личный листок (.doc) и дополнительные документы отправлять в группу учёного секретаря по адресу: 194021,Санкт-Петербург, ул. Хлопина д.8, корп.3, лит. А. Тимиева Наталия Сергеевна. Тел.448-69-80 (5639). Прием документов на конкурс в каб. 708 СЛК пн.- чт. с 14.00 до 16.00. Срок подачи заявлений - один месяц со дня публикации. |
29.12.2018 | ||||||||||||||||||
На новогоднюю вахту заступили в эти дни нарядно украшенные елочки на этажах Академического университета. Провожая год 2018-й, мы подводим его итоги и пытаемся заглянуть в год грядущий. Такую прогулку из прошлого в будущее нам помогут сделать наши собеседники, у которых мы взяли интервью в канун праздника.
От всей души поздравляю всех учащихся, преподавателей и сотрудников нашего университета с наступающим Новым, 2019 годом! Желаю, чтобы ваша жизнь была наполнена радостью новых открытий, интересных встреч и перспективных планов! Пусть каждое утро будет добрым, рабочий день продуктивным, а каждый вечер посвящен родным и близким людям, Здоровья, мира и благополучия!
- АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, КАКИМИ НАУЧНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ВОЙДЕТ УХОДЯЩИЙ ГОД В ИСТОРИЮ АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА? - Впервые в России мы получили быстродействующие микролазеры... - НЕЛЬЗЯ ЛИ ЧУТЬ ПОДРОБНЕЕ? - Мы в университете занимаемся микродисковыми и микрокольцевыми лазерами. И в этом году впервые нам удалось продемонстрировать их высокое быстродействие. Здесь у себя мы проводили измерения с использованием модуляции электрическим током, а наши коллеги в Сколтехе и в университете Мартина Лютера в Халле в Германии мерили с помощью оптических методов. В результате было получено быстродействие на уровне нескольких гигагерц. Еще одно хорошее событие - заработало наше соглашение с Фондом Сколково и Сколтехом. У нас в организации семь проектов идет в рамках этого соглашения. На мой взгляд, взаимодействие развивается динамично. Недавно мы ездили на отчетную конференцию, где руководители всех проектов представляли свои результаты, и у нас есть большие надежды, что этот проект продолжится в следующем году. Из положительных тенденций я бы отметил и взаимодействие с НИИ молекулярной электроники и Микроном - организацией, которая располагается в Зеленограде и работает под руководством академика, почетного доктора нашего университета Геннадия Яковлевича Красникова. Академический университет вошел в консорциум, который был организован НИИМЭ, куда входят еще Московский институт электронной техники, Институт сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники и ряд других организаций. Мы подали заявку в Российский научный фонд на исследования в области микролазеров на кремнии, где НИИМЭ согласился выступить в роли промышленного партнера и софинансирующей организации. Будем надеяться, что эта заявка пройдет... -НУ А В ЦЕЛОМ КАК СЛОЖИЛСЯ ГОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? - Год был хороший. Пока мы еще не подвели по всей организации итоги публикационной активности, но если судить хотя бы по лаборатории нанофотоники, которой я руковожу, очень много у нас было интересных публикаций... В среднем количество публикаций, плюс конференций за год у нас составляло около 70 работ, а в этом году вышло больше ста. И в качественном плане довольно интересные у нас результаты. - В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЭТОТ ГОД ПОДСТАВИЛ ПЕРЕД РУКОВОДСТВОМ УНИВЕРСИТЕТА И РЯД ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ? - Да, случилось такое трудное событие - уход от нас практически всех студентов-программистов и математиков. Было принято решение не дублировать то, что создавалось и потом ушло от нас, а сосредоточиться на подготовке в области нанотехнологий, а также попробовать сдвинуться в сторону биоинформатики: с одной стороны это информатика, а с другой - применение ее к биологическим исследованиям. Конечно, происшедшее было для нас неприятным сюрпризом. Но, с другой стороны, такова жизнь. Надо воспринимать это как случившийся факт и продолжать жить и двигаться дальше. - ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ НА ГОД ГРЯДУЩИЙ? - Чтобы все плохое осталось в уходящем году. И чтобы как можно быстрей вернулся в строй Жорес Иванович Алферов. Очень переживали мы все за него в декабре, когда он оказался в больнице. Мы желаем Жоресу Ивановичу скорейшего выздоровления, и надеемся, что в следующем году таких событий у нас не будет.
- МАРИНА, В КАНУН НОВОГО ГОДА МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ВАМ, КАК К "НОВЕНЬКОЙ". ВЫ ВЕДЬ ТОЛЬКО В ЭТОМ ГОДУ СТАЛИ АСПИРАНТОМ УНИВЕРСИТЕТА? - Да, я аспирант первого года обучения. Поступила сюда после окончания Политехнического университета имени Петра Великого, который закончила со степенью магистра по направлению "техническая физика". И мне улыбнулась удача - я поступила в аспирантуру Академического университета и попала в замечательную лабораторию нанофотоники. Здесь меня приняли очень тепло, радушно, быстро ввели в курс дела. И вот сейчас мы движемся семимильными шагами, получаем массу результатов, обмениваемся опытом с коллегами. - КАКОЙ УЧАСТОК РАБОТЫ ВАМ ПОРУЧЕН? - Занимаюсь измерениями различных структур, образцов на этой вот установке, которая рядом с нами. Она измеряет спектры фотолюминисценции структур. А еще эта установка может быть использована как атомно-силовой микроскоп для изучения топологии поверхности образцов. - ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА? - Да!.. Не то что каждый день, а каждый час узнаешь что-то новое. Я ведь до аспирантуры никогда не занималась оптикой. И здесь, в лаборатории, я - как пластилин, из которого мои коллеги слепили меня как аспиранта. Каждый день приходится учиться, как настраивать оборудование, как проводить измерения, а также понимать, что ты измерения делаешь не для того, чтобы их сделать, а чтобы они получились качественными и потом не пришлось за них краснеть. - К КОНЦУ АСПИРАНТСКОГО СРОКА ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫЙТИ С КАКИМ-ТО НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ? - В конце обучения предполагается написание квалификационной работы, после чего следует написание и защита диссертации на степень кандидата физико-математических наук. За четыре аспирантских года я определю область интересов, в которой продолжу исследования. - КАК ВЫ ЛЮБИТЕ ВСТРЕЧАТЬ НОВЫЙ ГОД - В КРУГУ СЕМЬИ ИЛИ С ДРУЗЬЯМИ В КОМПАНИИ? - В студенческие годы мне удавалось встречать Новый год с семьей, хотя семья моя находится за четыре тысячи километров от меня - в Сибири. Это шахтерский город Новокузнецк с населением около 600 тысяч человек. По сравнению с Петербургом, конечно, небольшой. - НО ВЫ ТЕПЕРЬ ПЕТЕРБУРЖЕНКА ПО ОЩУЩЕНИЮ? - Не могу себя назвать петербурженкой, потому что... не знаю... Когда меня спрашивают про дом, я все равно говорю, что мой дом - это Сибирь, несмотря на то, что я здесь живу уже шесть с половиной лет. Но это не значит, что я не люблю Петербург. Просто это, может, в силу воспитания, привязанности... - ЕСТЬ ЛИ У ВАС МЕЧТА НА БУДУЩИЙ ГОД? - Хотелось бы, чтобы работа в лаборатории приобретала новые краски, чтобы расширялось международное сотрудничество. А еще очень хочется снова побывать в Грузии. В этом году я открыла для себя Тбилиси и осталась под большим впечатлением от поездки. - ЧЕМ ПАХНЕТ ДЛЯ ВАС НОВЫЙ ГОД? - Мандаринами. Мы уже понемногу собрали в нашей лаборатории запас мандаринов и с ними отпразднуем Новый год.
- КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ, КАКУЮ СИМВОЛИЧЕСКУЮ ОТМЕТКУ ВЫ МОГЛИ БЫ ПОСТАВИТЬ ЛИЦЕЮ ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД? - Лицей смело может занести этот год в актив в очень многих смыслах. -ХОТЯ ПРОШЕЛ ЮБИЛЕЙ, МОЖНО БЫЛО, КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧУТЬ РАССЛАБИТЬСЯ... - Да, конечно. Но проходят юбилеи, а Лицей движется, как, наверное, и задумывал Жорес Иванович, поступательно. Мне кажется, будет не очень большим преувеличением сказать, что Лицей находится в определенном смысле на пике своей карьеры, по крайней мере по результатам, которые он показывает. Очень хорошая, как мне кажется, в Лицее и атмосфера. Поэтому в Новый год мы входим с хорошим настроением. - А ЭТОТ ПИК В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ? ЧТО ДОСТОЙНО УПОМИНАНИЯ КАК ИТОГ ГОДА? - Прежде всего, мне нравится, что каждый год в Лицее появляются проекты, причем часто достаточно глобальные, которые влияют на жизнь школы и имеют продолжение. Ну, например ,- всего четыре года назад у нас появился интернат. Сейчас уже трудно представить Лицей без интерната. Это, вне всяких сомнений, был для нас шаг вперед. Замечательные ребята каждый год к нам приезжают из разных уголков страны. Кроме этого, в качестве дополнительного бонуса для Лицея оказался приход воспитателей интерната, которые почти сразу же вышли за рамки воспитателей интерната и участвуют в жизни школы в целом. Например, воспитатель интерната Анатолий Валерьевич Петров является также заместителем директора по воспитательной работе и организует уже третий год экскурсионные поездки с ребятами в разные точки нашего города и пригородов. Ездят в Павловск, в Пушкин, в Гатчину. Через год эксперимента мы обсудили это начинание на педсовете и решили выделить один экскурсионный день, когда класс вместе с классным руководителем может куда-то поехать. Это бывают ближние поездки, а бывает и Великий Новгород. - А ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКЗАМЕН - ЭТО ВЕДЬ ТОЖЕ НОВШЕСТВО? - Да, мы ввели его в десятых классах, где ребята могут на выбор сдавать экзамен по истории или по литературе. Вроде бы лишний экзамен, дополнительная нагрузка. Но почти все сдававшие его сказали, что этот экзамен обязательно нужно оставить, что они сами получили огромное удовольствие от работы с их преподавателями истории и литературы немножко в другом жанре. Такие экзамены проходят в творческой форме. Ребята делают потрясающие рассказы, исследования литературно-исторические. Например, один наш ученик, Глеб Соловьев, в прошлом году исследовал почти детективную историю, связанную с фильмом Бергмана "Земляничная поляна", в котором звучали стихи Бродского. Но, как выяснилось, Бродский написал эти стихи уже после выхода фильма. И Глеб раскрутил эту историю. А на презентацию он принес корзину клубники и угостил всех, кто сдавал экзамен. Глеб - юноша разносторонний. Недавно он ездил на конференцию в Таиланд, где презентовал свою работу на стыке биологии и программирования. - УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЕРЕНЦИЯХ - ЭТО ТОЖЕ ПРОЕКТ ЛИЦЕЯ? - Мы теперь участвуем не только в российских конференциях, но и три-четыре раза в год ездим на конференции в дружественные школы по всему миру - в Таиланд, Сингапур, в Южную Корею, Америку. В нынешнем году наш Лицей стал членом престижной международной организации физико-математических школ ISSN - International Science School Network, куда входит около тридцати лучших физико-математических школ из разных стран. Это означает, что поездки наших ребят на конференции будут продолжаться, потому что эта организация каждый год проводит конференцию с участием всех членов этой организации. В марте поедем в Сингапур. - ВЫ ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛИ О ВАШИХ "ОЛИМПИЙЦАХ"... - На олимпиадах Лицей в прошлом году показал очень хорошие результаты. В частности, Станислав Крымский установил рекорд, который надолго войдет в историю олимпиад России и мира - он первым из школьников России завоевал золотую медаль на международных олимпиадах по физике и по математике. В этом же году Захар Яковлев получил золотую медаль на международной олимпиаде по физике. Кроме этого наши ребята победили на всеазиатской и всеевропейской олимпиадах по физике, завоевали две медали на международных олимпиадах по астрономии. По числу международных медалей в этом году наша школа показала один из лучших результатов в России. И еще один рекорд установил Лицей: у нас в этом году было семь золотых медалистов. - ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ЛИЦЕЮ НА БУДУЩИЙ ГОД? - Я бы пожелал, чтобы Лицей в своем развитии не останавливался, потому что только движение, только развитие - это есть жизнь. Я бы пожелал нашему Лицею - жить!
- НАТАЛЬЯ ОЛЕГОВНА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, КОТОРЫМИ КАФЕДРА МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ? - Спортивными достижениями в уходящем году мы не блистали, поскольку в силу ряда обстоятельств некоторые наши проекты нам пришлось затормозить. Но в любых обстоятельствах мы строим работу так, чтобы к каждому из ребят относиться индивидуально, с учетом его возможностей. Все они должны осознавать, что спортивное воспитание - это обязательный предмет для будущих ученых, которые должны быть в форме. Людям науки необходимы волевые качества, а развивать их помогают спортивные занятия. - ЕСТЬ У ВАС НЕУСПЕВАЮЩИЕ? - Очень мало. Каждый, даже с ослабленным здоровьем, имеет все возможности для того, чтобы получить зачет. - К КАКИМ ВИДАМ СПОРТА ВАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ ОТДАЮТ НАИБОЛЬШЕЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ? - К игровым. Например, очень популярны мини-футбол и волейбол. Есть и такая статистика: студенты первого курса охотнее всего занимаются плаванием, а вот второкурсники предпочитает больше ходить в игровой зал - заниматься играми и атлетической гимнастикой. Нам на кафедре удалось создать очень профессиональный коллектив преподавателей, каждый из которых готов заинтересовать ребят заниматься именно этим видом спорта, привлечь к активным занятиям, в том числе и дополнительным. Например, к нам пришло много ребят, вообще не умеющих плавать. И преподаватель по плаванию убедил их, что современному человеку, тем более ученому, не уметь плавать - просто неприлично. И вот все стали активно посещать бассейн. - УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ И В ЛИЦЕЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ. ХВАТАЕТ ЛИ РЕБЯТАМ СИЛ ЕЩЕ И НА ФИЗКУЛЬТУРУ? - Пара по физкультуре у нас стоит первая, с десяти часов. И ребята частенько приходят на занятия очень сонные, тяжело их бывает растормошить. Они жалуются, что готовили какие-то работы, мало спали и готовы в любой момент еще немного прикорнуть. Как-то я в шутку сказала им в такой ситуации: "Ребята, как же делать из вас олимпийских чемпионов, если вы на ходу спите, все силы отдаете учебе!" И тогда один студент мне ответил, что хорошо бы решать проблемы по их насущности и важности, потому что олимпийских чемпионов у нас в стране много, а вот Нобелевский лауреат остался только один. - ЧЕГО ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАМ ДОБИТЬСЯ В ГОДУ 2019-М? - Я бы задачу сформулировала так: продолжить работу, которую мы начали в предыдущие два года по формированию команд. Для этого у нас есть преподаватели, есть место, где мы занимаемся¸ есть ребята, есть интерес этих ребят. В первую очередь, это мини-футбол и мини водное поло. У нас на кафедре работает мастер спорта по водному поло. Хотелось бы сформировать и мужскую, и женскую команды. Думаю, это реально. Если ситуация немножко изменится, я надеюсь, что мы сможем двигаться дальше.
Новогодние интервью взял Олег Сердобольский Фото Юрия Белинского |
27.11.2018 | ||
объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей: Лаборатория нанобиотехнологий:
Лаборатория возобновляемых источников энергии:
Лаборатория наноэлектроники:
Лаборатория нанофотоники:
Лаборатория биоинформатики и математической биологии:
Лаборатория эпитаксиальных нанотехнологий:
Заявления (.docs) и дополнительные документы отправлять в группу учёного секретаря по адресу: 194021,Санкт-Петербург, ул. Хлопина д.8, корп.3, лит. А. Тимиева Наталия Сергеевна. Тел.448-69-80 (5639). Срок подачи заявлений - один месяц со дня публикации.
По объявленному Академическим университетом конкурсу на замещение вакантных научных должностей избраны на должность: Лаборатория нанобиотехнологий:
Лаборатория наноэлектроники:
Лаборатория нанофотоники:
Лаборатория биоинформатики и математической биологии:
|
01.11.2018 | ||||||||
К знаменательной дате в истории отечественной и мировой науки - 100-летию основания Физико-технического института имени Абрама Федоровича Иоффе - имеет непосредственное отношение и коллектив Лицея "Физико-техническая школа". Такую уверенность высказал в беседе с нашим корреспондентом директор ФТШ Михаил Иванов, который готовится выступить на заседании ученого совета по случаю этого юбилея.
- ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, КАК ШКОЛА ВОЗНИКЛА. - Это была в чистом виде инициативная работа. Практический момент состоял в том, что Физтех привык: сюда приходят самые лучшие, самые сильные, самые талантливые молодые люди со всего Ленинграда. Никаких рекламных акций для этого не требовалось. Как сказал один московский физик, "если работать в Питере, то надо стараться в Физтех попасть". Но в 70-е годы возникла проблема: в институт стали приходить ребята не того уровня. Ну а если на входе установки ты загрузишь не то сырье, то каким бы ни был технологический процесс, на выходе ничего хорошего не будет. Ситуация особенно обострилась после создания Алферовым своей базовой кафедры в ЛЭТИ. Поэтому естественная мысль - "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" - не отвергалась, но не казалась реальной. И тогда мы задумали создать свою физтеховскую школу. - КТО ЗАНЯЛСЯ "ШКОЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ"? - У самого истока этого дела стояли профессор Физтеха Игорь Меркулов и ваш покорный слуга, в тот момент его научный коллега по Физтеху. В процессе "родов" принимали активное участие академик Владимир Максимович Тучкевич, профессор Рубен Павлович Сейсян, заведующий институтским ВЦ Андрей Фурсенко... В какой-то момент этот проект стал кругом ближайших интересов Жореса Ивановича Алферова - и вот тогда ФТШ стала обретать реальные черты. Прийти с заявкой к властям - "мы хотим сделать школу" - такое, наверное, не часто бывало. Тем не менее мы пришли в городской Комитет образования. А поскольку к академикам в советское время, относились с очень большим пиететом, то было неудобно отказать. Считалось, что академик имеет право на некоторую экстравагантность, возможно безумную, в том числе может быть и в социальной области, разумеется, до определенного предела. И большие чиновники нам сказали: ладно, давайте, попробуйте поучить свои два класса... В чужой школе, ведь своего ничего не было, даже помещения... Но когда (уже через год) дело дошло до распределения школьников в Физтех на практику, думаю, впервые в истории советской школы, это потребовало какого-то времени, но проблем вообще не было. По телефонному справочнику Физтеха я обзвонил каких-то сотрудников, большей частью знакомых мне или знакомых моих знакомых, и в результате короткого разговора мы договаривались, что вот в эту лабораторию пойдет этот школьник, в другую - еще один 10-классник, а эта лаборатория готова взять двоих. Первоначально мы действовали через Ленгороно, а потом все-таки реализовали первоначальную идею - идею свободы от системы Министерства просвещения - ухода в систему Академии наук. - ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФИЗТЕХ СТАЛ ГОТОВИТЬ КАДРЫ ДЛЯ СЕБЯ? - Да, был сделан очень важный шаг. - И КАК ВЫГЛЯДИТ СТАТИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЦЕЙ - ФИЗТЕХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ? - Как вы знаете, Лицей у нас маленький, одновременно здесь учится около 200 человек. Поэтому за все годы школу закончило порядка двух тысяч ребят. Из них примерно 100 человек - сотрудники Физтеха. Мне кажется, этим можно гордиться.
- СОТРУДНИКИ ФИЗТЕХА ПРЕПОДАВАЛИ В ЛИЦЕЕ? - И продолжают преподавать. Мы определили так: половину штата преподавателей составят профессионалы - учителя, а половину - совместители - специалисты каждый в своей области. Вот работает человек на своем месте, а если у него есть желание не просто подработать, а еще немного получить удовольствие от преподавания, то давайте попробуем. Естественно, первый взор был обращен на Физтех. Там работает много замечательных людей. А со временем появилась вторая преподавательская составляющая - наши выпускники. Они составляют до трети от общего состава преподавателей. Это является на самом деле залогом того, что школа продолжается, она не почивает, не вырождается, не сохнет, не бронзовеет. - ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ ДАЖЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЫ ОНА ПРИНЕСЛА ФИЗТЕХУ ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ? - Между прочим, да. Физтех - громадный научный комбинат, и во многих местах, я считаю, Лицей непосредственно "руку свою приложил". - ОСОБЕННО НА КАКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ? - Вот есть такой сектор теории квантовых когерентных явлений в твердом теле. Все его знают как "сектор Ивченко" (Евгения Львовича). Сегодня нужно говорить "сектор Голуба" - Леня наш старый выпускник! Там абсолютное большинство сотрудников - наши выпускники. В этом секторе появился первый доктор физмат наук из числа выпускников. Первый член-корреспондент РАН Михаил Глазов - наш выпускник - тоже в этом секторе работает. Ну, еще несколько докторов наук и кандидатов. По плотности это некое уникальное явление в известном смысле. Но вообще во многих лабораториях, если посмотреть, можно встретить наших выпускников: много оптиков - твердотельщиков, много наших людей в теоротделе , много на "Токомаке", много среди тех, кто занимается разнообразной электроникой.
Олег Сердобольский Фото Юрия Белинского |
31.10.2018 | |||||||||||||||||
Международная научная конференция "Горизонты физики ХХI века и Иоффе-институт" открылась 29 октября в Физико-техническом институте имени Абрама Федоровича Иоффе. Представительное научное собрание посвящено 100-летию со дня основания этого всемирно известного научного центра. В первый день работы конференции с докладом выступил старейший сотрудник ФТИ, лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов. Свое выступление он назвал "Детский сад папы Иоффе и его роль в развитии физики и технологии в нашей стране"
- Абрам Федорович, создатель и основатель нашего института, сделал ставку на молодежь. Его основная заслуга - привлечение в институт молодых научных сил и развитие физики в нашей стране в целом. Вторая характерная черта Иоффе - она, я думаю, может редко встретиться сегодня - он никогда не стремился удержать талантливую молодежь в Физтехе. Он посылал молодых в другие, вновь создаваемые им же физические и научные центры в стране. - в Свердловск, в Томск, в Днепропетровск, в Харьков. И действительно было такое название - о воспитанниках Абрама Федоровича – «детский сад папы Иоффе».
Значительная часть доклада Жореса Алферова была посвящена огромному вкладу Абрама Иоффе в развитие и становление отечественной физической науки, о его организаторском даре и таланте воодушевлять своими планами и перспективами новое поколение, пришедшее в науку. Выступление ученого, прозвучавшее по-английски, было таким свободным и темпераментным, что казалось - он говорит на родном языке. Правда, в некоторых репликах он переходил на русский, что еще более оживляло его речь. Вспомнил Жорес Иванович о великих физтеховцах советских времен, начиная с первого Нобелевского лауреата - химика Николая Николаевича Семенова. И сам академик Алферов сразу после студенческой скамьи сделал здесь впечатляющую карьеру, пройдя путь от младшего научного сотрудника до директора института. Он занимал этот пост с 1987-го по 2003 год, много сделав для утверждения международного авторитета института. Именно в этот период - в 2000 году - петербуржец стал лауреатом Нобелевской премии за труд "Полупроводниковые гетероструктуры". - В Физтехе главным всегда было развитие науки и технологии в нашей стране. Я думаю, что роль ФТИ была связана прежде всего с подготовкой выдающихся научных кадров. Это был первый исследовательский институт в Советском Союзе. У нас в Физтехе появились научные кадры, которые по своей квалификации, по качеству научных работ соответствовали самым высоким научным стандартам того времени, - рассказал ученый. . Сам Иоффе, по словам Алферова, интересовался физикой конденсированного состояния, физикой твердого тела, проблемами физики прочности и одним из первых в мире на рубеже 20-х - 30-х годов стал заниматься физикой полупроводников. Игорь Васильевич Курчатов, который появился в Физтехе в 1925-м году, занимался физикой конденсированного состояния, сегнетоэлектричеством. В начале 30-х годов Иоффе создал первую бригаду по исследованию в области ядерной физики, которая а в то время не имела никакого практического значения. Но это было чрезвычайно важно, поскольку именно в ядерной физике происходили серьезные изменения, связанные с рождением современной квантовой физики. Благодаря тому, что мы имели мощные подразделения и ученых, занимавшихся ядерной физикой, ведущие исследования были возглавлены и реализовались учеными из Физтеха для создания атомного оружия.
- На пороге войны, буквально за несколько лет, к нам обратилось руководство ВМФ с просьбой провести работы по размагничиванию кораблей, поскольку магнитные мины стали мощным оружием на флоте, от которого погибали корабли. В это время работавший в морском НИИ Борис Александрович Гаев перешел в ФТИ и вместе с Анатолием Петровичем Александровым они возглавили группу по созданию системы размагничивания кораблей. Перед самым началом войны этот метод Физтеха стал широко применяться на флоте и оказался очень надежным, - рассказал Жорес Алферов. Эти и многие другие направления деятельности Физико-технического института осветил академик в своем докладе. Он вспомнил директоров Физтеха разных десятилетий, рассказал о вкладе института-юбиляра в научно-технический прогресс, в создание ядерного щита страны. Жорес Иванович пожелал физтеховцам и впредь быть на высоте поставленных задач, ведя исследования на главных направлениях, а также и самого главного - чтобы их научные достижения были востребованы отечественной промышленностью.
Коллеги встретили выступление патриарха науки горячими аплодисментами.
Олег Сердобольский Фото Юрия Белинского |
25.10.2018 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации официально поддержало проведение второго сезона всероссийской студенческой олимпиады «Я - профессионал» (далее - Олимпиада). В этой связи Департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) просит провести дополнительную работу по привлечению обучающихся для участия в Олимпиаде, которая является одним из флагманских проектов АНО «Россия - страна возможностей». Департамент также сообщает о необходимости разместить прилагаемый текст и анимацию в официальных сообществах университета, социальных сетях, студенческих сообществах, в том числе в сообществах Объединенного совета обучающихся и в срок до 6 ноября 2018 г. направить в пресс-службу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по адресу: press@minobrnauki.gov.ru краткий отчет о результатах размещения соответствующих материалов. Регистрация на Олимпиаду продлится до 22 ноября 2018 г. По техническим вопросам использования материалов просим обращаться к организаторам Олимпиады: Ольге Переверзевой, ( o.pereverzeva@gmail.com ) и Игорю Красикову ( iskrasikov@hse.ru ). Данное письмо сгенерированно автоматически. Ответ на него не требуется. Есть знания, но ты ещё не понял, что с ними делать???? Инвестируй в своё будущее Регистрируйся до 22 ноября на студенческую олимпиаду «Я – профессионал» соревнуйся выигрывай денежные премии, стажировки в крупных компаниях и льготы при поступлении в магистратуры, аспирантуры и ординатуры ведущих вузов страны В новом сезоне – 54 профессиональных направления, выбирай, сколько осилишь и начинай готовиться Кроме интеллектуальных соревнований, тебя ждет и насыщенная образовательная программа: подготовительные вебинары по каждому направлению и тренинги по soft skills. Лови драгоценную ссылку на твой шанс открыть новые возможности https://clck.ru/EajRj |
18.10.2018 | ||||||||||||||||||
К знаменательной дате в истории отечественной и мировой науки - 100-летию основания Физико-технического института имени Абрама Федоровича Иоффе - имеет непосредственное отношение и коллектив Лицея "Физико-техническая школа". Такую уверенность высказал в беседе с нашим корреспондентом директор ФТШ Михаил Иванов. - МИХАИЛ ГЕОРИЕВИЧ, НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ..... - Мог бы, но с одним условием. Опубликовать это не раньше 1 ноября этого года. - ПОЧЕМУ ТАК? - Я буду выступать на торжественном заседании Ученого совета ФТИ и не хотел бы выплескивать свои эмоции заранее. Вам ведь не интересны официальные речи, правда?
Поэтому сегодня мы лишь анонсируем публикацию нашего разговора с Михаилом Ивановым, которая появится на нашем сайте 1 ноября. Кстати - это будет ровно в День рождения Физико-технической школы. Ну а начинаем мы разговор на юбилейную тему с другой встречи. Наш первый собеседник - заслуженный учитель России, преподаватель физики ФТШ Андрей Минарский.
-АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, КАК ЛИЧНО ВЫ ОЩУЩАЕТЕ ПРИЧАСТНОСТЬ НАШЕГО ЛИЦЕЯ К ЮБИЛЕЮ ФИЗТЕХА? - Столетие такой научной школы, как Физико-технический институт, означает, что есть какие-то отсылки к уже давней истории, но есть и ощущение, что каждый новый приходящий человек попадает не на новое место, а в контекст какой-то научной атмосферы и научных традиций. Когда-то Абрам Федорович Иоффе создал Физтех, чтобы работать, исследовать науку, но при этом одновременно - готовить научные кадры. В какой-то момент, как я понимаю, оказалось, что научные кадры надо готовить с пеленок. И все физико-математические школы и, в частности, наша ФТШ, - это те школы, где детей с самого начала немножко больше, чем обычно, готовят к изучению наук, дают им какие-то ощущения того, что такое наука, чтобы они развили в себе способность к такому взгляду на мир и к такому существованию. Физтех стал нуждаться в таких уже заранее сформированных кадрах. И получается, что эти кадры, в частности, готовятся в ФТШ.
- С КАКИМИ ОТДЕЛАМИ ВЫ СОТРУДНИЧАЕТЕ? - В основном - с лабораторией, который руководит Игорь Всеволодович Грехов. Я там с Павлом Родиным работаю. Это связано с приборами по сверхбыстрому переключению токов. Когда-то я там с Лешей Куценко делал работу, связанную с лазерами. Иногда взаимодействую с Сашей Анкудиновым. Занимался темой "Волны ударной ионизации в полупроводниковой плазме". - ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ УЧЕНИКОВ РЕБЯТА, КОТОРЫХ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ФИЗТЕХА? - Конечно, есть... И уже много было выпускников, которые оказались исключительно удачным приобретением Физтеха, очень хорошего уровня. Например, Сережа Тарасенко - сейчас он доктор наук, преподает, в том числе читает курс квантовой механики в Академическом университете. Миша Глазов - уже член-корреспондент РАН. Петя Штернин, Саша Поддубный - тоже доктор наук уже, недавно защитился. Боюсь, что если начну перечислять, просто многих забуду. Это те, кого я в той или иной степени или учил или как-то участвовал в их обучении. Вспомнил в основном теоретиков, поскольку сам больше к этому склонен. Но есть еще много ребят, с которыми я взаимодействую... Так что общая картина такова, что Физтех в довольно большой степени сейчас насыщен выпускниками ФТШ, которые изменили или повлияли на картину научной работы там. Даст бог, чтобы эти традиции продолжались, углублялись и насыщались новыми людьми, в том числе и через наш Лицей.
Вторым нашим собеседником на юбилейной волне стал уже упомянутый Андреем Минарским ведущий научный сотрудник ФТИ, член-корреспондент РАН Михаил Глазов. - МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, НАШ ЛИЦЕЙ БЫЛ СОЗДАН КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗТЕХА, КОТОРОЕ ГОТОВИТ КАКИЕ-ТО БОЛЕЕ ТОЧНО СОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ЭТОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА. ВЫ КОГДА-ТО, НАВЕРНОЕ, И НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ, ЧТО ВАША НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ОКАЖЕТСЯ НАСТОЛЬКО ТОЧНО ВПИСАННОЙ В ЭТУ ИДЕЮ. ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ВАШ КОММЕНТАРИЙ НА ЭТУ ТЕМУ. - Надеюсь, что не я один оправдываю существование этой системы. Мне очень повезло в школьные годы, что я довольно случайно оказался в Лицее ФТШ. Мне позвонили после какой-то олимпиады и пригласили поучаствовать во вступительных испытаниях. Я совершенно не представлял, что смогу их пройти и поступить в школу. И даже когда я поступил в школу, то совершенно не понимал, хочу ли заниматься физикой. Меня интересовали и математика, и программирование. Но вот благодаря учителям нашей школы, в первую очередь благодаря Михаилу Георгиевичу Иванову и Валерию Адольфовичу Рыжику, у меня зародился интерес к точным наукам и, главным образом, к физике. В нашей школе есть такая хорошая традиция, что школьники старших классов идут на практику в исследовательские лаборатории института. И тут я тоже не стал исключением и по совету моих учителей пошел в экспериментальную лабораторию. И хотя я быстро понял, что экспериментальная физика - это точно не моё, все это было для меня очень полезно с точки зрения понимания того, как устроена физика и что физика - это экспериментальная наука. Кроме того такие изначально близкие контакты с экспериментаторами во многом определили то, что мне и сейчас интересно с ними работать, получать от них задачи, формулировать задачи на основе каких-то недавних экспериментов. И такая, пусть даже простая, пусть какая-то упрощенная философия научного мышления, - все это пришло из школы. Ну а потом, уже к 11-му классу мне стало примерно понятно, чем хочется заниматься дальше. Я поступил в Политех на физико-технический факультет, который возглавлял Алферов, на кафедру физики конденсированных сред. Ну и вот с тех пор стал двигаться в сторону занятий теоретической физикой. И опять же, мне кажется, во многом благодаря школе мне было с кем посоветоваться. Я видел примеры более старших моих коллег, выпускников ФТШ чуть более ранних лет, я понимал какой есть выбор среди групп теоретических - куда можно пойти. И опять же благодаря советам Михаила Георгиевича Иванова главным образом, я попал в очень удачное место.
- ЗНАЧИТ, ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ЗАДЕЛ ЧЕМ МОЖНО ЕЩЕ ЗАНИМАТЬСЯ? - Думаю, что да. Какие-то конкретные ближайшие планы научных исследований связаны опять же с экспериментами. Часть этих экспериментов ведется в нашем институте, часть в Петербургском университете, часть заметная - за рубежом. Здесь много открытых вопросов, которые требуют изучения. Я не говорю сейчас про практические применения, это, как мне кажется, далекая перспектива. Может, какие-то особенности систем, что мы изучаем, они хороши для будущих приборов. Может быть, удастся сделать транзистор, который быстрее переключает электрический сигнал или излучатель, который излучает свет с заданными параметрами с очень хорошо заданной частотой или интенсивностью. Но меня больше интересуют фундаментальные задачи и вопросы. Хочется разобраться - а как себя там электронные дырки ведут в конкретной системе. - ВЫ ВЕДЕТЕ ЕЩЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ? - Я читаю два курса в Академическом университете. Один из них связан как раз с теми исследованиями, которые я веду, и называется "Спиновые явления в полупроводниках". Такой курс, посвященный довольно широкому кругу фундаментальных вопросов, я читаю студентам уже лет восемь или девять. А недавно я стал читать более общий курс - введение в теорию конденсированных сред. Но это для студентов, которые планируют дальше заниматься физикой твердого тела, физикой полупроводников, физикой наноструктур.
- ПЛАНИРУЕТЕ ВЫСТУПИТЬ НА ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ? - Меня пригласили сделать там доклад, посвященный спиновой тематике, он будет основан на наших свежих работах. Постараюсь показать, как эта тематика связана ну если не со всей столетней историей нашего института, то по крайней мере с историей последних 50-ти лет. По-моему, очень важно, что среди юбилейных мероприятий в институте запланированы не только официальные торжественные заседания, но и научная конференция, в которой частично участвуют с докладами и сотрудники института. Это показывает, что Физтех в целом жив, активен, и в каких-то направлениях в современной физике может быть не только конкурентен, но даже и способен формировать какие-то направления.
Олег Сердобольский Фото Юрия Белинского |